Праздник для педагогов
Год учителя подошёл к концу, и по всей стране прошли праздничные мероприятия, посвящённые его закрытию. Торжественное закрытие состоялось и в одном из самых отдалённых уголков нашего района – с. …
Одна мудрая пословица гласит: жизнь прожить – не поле перейти. Жизнь человека, о котором я хочу рассказать, – это до конца не прочитанная книга, её можно долго читать и никогда не дочитаешь до конца. Поэтому я выделю небольшой жизненный участок, который следует непременно рассказать читателю.
История трудовой деятельности Леоновой Александры Андреевны началась в далёком 1941 году. Она едва окончила 8 классов и купила книги, чтобы пойти в следующий класс, но судьба распорядилась по-другому: отца призвали на фронт, и он передал своё дело – работу счетовода – своей старшей дочери. В деревнях не хватало учителей, и Александра, несмотря на тяжёлые времена, решила поступить на заочное отделение в Ишимское педучилище. Только в 1954 году институт получит название учительский. В годы войны в главном корпусе располагался госпиталь, все жили в общежитии, которое размещалось в подвале этого корпуса.
-- Желающих учиться было очень много, учились даже те, кто пришёл с фронта, -- вспоминает Александра Андреевна. -- На сессии ездили на попутных машинах, лошадях. Сразу приступила к работе в школе.
Она давала знания самым маленьким детишкам в начальных классах. Дети практически все имели одного родителя: из 17 учеников у 12 не было отцов, а у двух – и матерей (одна мать во время войны от голода умерла, а другую деревом убило во время заготовки дров). Дети от голода порой плакали, и Александра Андреевна плакала вместе с ними, потому что помочь было нечем. В месяц давали всего 8 килограммов муки и 292 рубля, которых никогда не хватало.
В 1947 году прошла реформа, и отменили карточную систему. Впервые в жизни тогда учительница купила зонт, большую шаль и жакетку, чтобы не промокнуть и не замёрзнуть, ведь ходила пешком в Виноградовку -- в соседнюю деревню.
-- Вспоминается девочка одна, Манечка. Пришла она в школу и ходит вокруг меня, и только потом я увидела, что на ней платьице новое, ситцевое. Ребятишки засмеялись, что воротничка на нём не было, а девочка сказала, что мама ночью шила и устала, а я добавила, что мама дояркой работает с утра до ночи. На другой день пришла она с воротничком, такая довольная…
Огромная любовь к детям дала Александре Андреевне право воспитать своих четырёх детей, давать мудрые советы своим любимым внукам и правнукам. Несмотря на 12 лет работы в школе, она продолжает быть учителем до сих пор и считает, что быть им – это призвание, которое дано не каждому.
Люди жили бедно и ценили то, что имели. Профессия учителя во все времена была достойной профессией, а особенно в такие тяжёлые военные и послевоенные для нашей страны времена. Учитель был важным человеком на селе, одним из самых умных и грамотных. Он был всегда на виду, его всегда уважали, и нужно было быть достойным этого высокого звания. И только истинная любовь к детям воспитывает самые добрые человеческие качества.
С. ЛАПТЕВА