Медицина – боль и гордость наша

(Документальный очерк)

  Уж так повелось в мире, что обо всём хорошем, да и о плохом тоже, мы вспоминаем с запоздалостью. Другими словами: даём реальную оценку фактам только спустя десятилетия после их свершения.  Наверное, это происходит потому, что сразу, по следам события, мы ещё не можем определиться в его значимости и масштабности, и лишь когда пройдут годы, собрав и проанализировав все мелочи трагедии или праздника, "постучавшись" в память их участников, делаем соответствующие выводы – как это было.

  В целом о медицине в районе писалось и говорилось за время её истории очень многое. И это отрадно: ведь данное направление – одна из главнейших социальных услуг у всех народов, и забывать об этом никто не в праве. Но за большим, как водится, малое не всегда видится. Как и из чего произрастало это целое – районное здравоохранение? Кто стоял у его истоков? Как формировалось? Какие стояли трудности, решались проблемы? Какова была кадровая политика? К сожалению, на эти и многие другие вопросы, касающиеся затронутой темы, ныне ответить весьма и весьма трудно, а на некоторые – даже невозможно. И это вполне логично – время берёт своё: тех людей, которые вершили это великое и святое дело, уже почти нет среди нас.

  И всё-таки, уважения и справедливости ради к нашим матерям и отцам, их потомкам, мы попытаемся сегодня приоткрыть одну из страниц становления здравоохранения в родном краю, которая, по общему мнению, считается одной из самых весомых в единой книге Викуловского района. Итак, речь пойдёт о Коточиговской участковой больнице.

У разбитого корыта

  Когда-то, в далёкие времена, на территории Коточиговского сельского Совета проживало более двух тысяч человек. В довоенные и послевоенные годы население буйно росло за счёт переселенцев из Прибалтики и Поволжья. В 1931 году в Коточигах (кстати, Коточиги в переводе с татарского означает – "ужасный" -- авт.) зарегистрирован первый трактор (управлял им некто Котов), в 1934-м – появились торговый ларёк и изба-читальня, в 193-м – открылись крупнейшая в районе МТС (машинно-тракторная станция), почтовое отделение, а год спустя – сельский магазин. Развивалась деревня… А вот о медицине – сказать нечего. Хозяйка сельсовета – Хозяинова Татьяна Петровна, женщина властная и своенравная (возглавляла его 18 лет!) постоянно пыталась разрешить этот вопрос, но дальше открывшегося медпункта в конце 30-х годов дело не двигалось. Находился этот так называемый здравпункт под одной крышей с сельсоветом – в старой избе на берегу тихой речушки Крутихи. Затем советские работники перебрались в более просторное помещение, медпункт же так и остался в прежних стенах, пока последние не развалились, а доктор (фельдшер) Климов (или Клыков) отбыл в неизвестном направлении… Потом, по воспоминаниям старожилов, был организован какой-то санитарный пункт при МТС, в котором кроме ваты, зелёнки и йода ничего не было. Жители, как говорится, были предоставлены сами себе, лечились народными средствами – при любых заболеваниях лучшими помощниками были русская печь, жаркая баня с веником  да настои на травах…

  Первые сведения об официальных медицинских точках в Коточигах относятся к послевоенному периоду, точнее – к 1946 году, когда в большинстве сельсоветов района стали образовываться фельдшерско-акушерские пункты. Появился ФАП и здесь.

  Приказ №5 по Викуловскому райздравотделу. "Фельдшерицу Львову Александру Георгиевну назначить зав. Коточиговским фапом с 5 января 1949 года с окладом 475 рублей в месяц…" Но вот беда: постройка, где размещался ФАП, сгорела – пожар произошёл по неизвестным причинам. Коточиговцы опять остались без медицинской помощи.

На подъёме

  А район крепчал. Уже в августе 1946 года в райцентре работала больница на 60 коек (хирургическое отделение – 15 коек, терапевтическое – 20, родильное – 10, инфекционное – 15). Имелся и соответствующий штат: главный врач (1), врач-терапевт (1), врач-акушер (1), врач-инфекционист (1/2), старшая медсестра (1), операционная медсестра (1), акушерки (3), медсёстры (11), санитарки (13). Кроме того, сюда входили: заведующий хозяйством, бухгалтер, кастелянша, кладовщик, повара, прачки, конюхи и т.д. Работали люди.

  3 июня 1949 года в Коточигах открылся, можно сказать, новый фельдшерский пункт, возглавила который Валентина Петровна Грязнова (А.Г.Львова переведена в с.Ермаки),  а уже в апреле 1951 года она передала бразды правления своему коллеге – Квашниной Ольге Васильевне, легенде коточиговского здравоохранения.

  …Менялось время, менялись устои, менялись люди. 7 февраля 1949 года на основании приказа Облздравотдела №1073 от 24 декабря 1948 г. М.А.Фёдоров был освобождён от должности главного врача Викуловской райбольницы. Его место занял С.С.Долгалёв (врач амбулаторного отделения). Не зря говорят: новая метла по-новому метёт. Вот и эта "метла" (т. Долгалёв), видимо, замела по-новому, только… не туда, куда надо было. Начались необоснованные кадровые перестановки, незаконные увольнения работников, принизилась роль среднего медицинского персонала, ухудшилось снабжение врачебных участков медикаментами и т.д. Одним словом, пошатнулась дисциплина. И вот новый приказ. "Гл. врача Викуловской райбольницы Долгалёва освободить от должности с 18 ноября 1949 года, как не обеспечившего лечебную и хозяйственную работу больницы. Основание: устное распоряжение зав.облотделом доктора Черепанова и решение заседания Викул.бюро РК ВКП(б) от 17 ноября 1949 г. Обязанности гл. врача возложить на Евдокию Дмитриевну Хорошеву".

  …В соответствии с планом развития здравоохранения Викуловского района на 1951 год, соответствующим приказом (№1 от 2 января 1951 г.) были утверждены пять врачебных участков: Викуловский (зав. Фёдоров М.А.), Озернинский (Свистова А.В.), Каргалинский (Кириенко Е.И.), Балаганский (Гилёв А.Т.) и Ермаковский (Филонова). Более того, осенью этого же года в с.Балаганы открывают участковую больницу на 7 коек. Озернинской участковой больнице установлена четвёртая категория – на 15 коек (врач Каневских М.М.). А Коточиги живут в прежнем режиме – старым ФАПом, хотя население и села, и территории постоянно увеличивается. И сколько не билась Т.Хозяинова, сколько не обивала пороги кабинетов высоких начальников, сдвигов по медицине на селе не было. Причина? Дело в том, что Коточиговский медпункт, как и некоторые в районе, стоял на балансе местного сельсовета, а не финансировался через районный здравотдел. А у Совета в ту эпоху деньги не водились. Вот и весь сказ.

  Но старания, "хождения по мукам" Татьяны Петровны и её сторонников (главный врач райбольницы Е.Кириенко, зав. Коточиговской МТС С.Горохов и другие)) всё-таки не пропали даром: с 1 марта 1956 года всё финансирование Коточиговского врачебного участка взял на себя райздравотдел. Сразу расширился ассортимент лекарств, медицинских препаратов; стали достойно получать за свою работу и медики: фельдшер Шамонина Е.М. – 550 рублей, акушерка Квашнина О.В. – 625, санитарки Суглобова Е.И. и Муценко Г.И. – по 350 рублей в месяц.

  Но это ещё не всё: в эти же дни зашёл разговор и о строительстве в Коточигах здания под участковую больницу. Но, к сожалению, как это часто случается, дальше разговора дело не пошло. Правда, фундамент стройки был заложен.

  Неизвестно, как дальше развивалось строительство медицинского объекта (об этом можно только догадываться), но к концу 1956 года он ещё не был запущен в эксплуатацию. Свидетельствует о том следующий факт. Новоиспечённые медсёстры Таисия Серёгина, Нина Савленова, Екатерина Тарасова, окончившие Тульское медучилище, были направлены на работу именно сюда, в Коточиговскую больницу, но за отсутствием таковой, были распределены райздравотделом по другим пунктам.

  Бытует поговорка: терпение и труд всё перетрут. Коточиговские медики (шесть человек) ютились в пятистеннике, терпели все неудобства, трудились "дённо и нощно" и терпеливо ждали своего часа. И дождались -- таки.

  С приходом к руководству МТС Ивана Савельевича Плесовских, в Коточигах произошли разительные перемены, естественно – в положительную сторону. Уже 25 октября 1958 года увидел свет приказ №342 по Викуловской районной больнице, который гласит буквально следующее: "В связи с открытием 1 ноября 1958 года Коточиговской участковой больницы на 10 коек, утвердить её заведующей фельдшера О.В.Квашнину". Но Ольга Васильевна в это время находилась в декретном отпуске (с 29 июня 1958 года), и все заботы и хлопоты по переселению и обустройству легли на плечи её подруг, временно руководила которыми Н.А.Леонтьева. Жизнь пошла по новому руслу.

                              Кадры решают многое

  Что представляла собой больница в те лета? Располагалась она в двух крестовых домах по центральной улице Коточигов. В одном находилась амбулатория со всеми вспомогательными кабинетами, в другом – стационар. Уже в этом плане масса всяких неувязок, особенно – в осеннюю грязь и в зимние холода. С образованием в 1961 году совхоза "Коточиговский", вопрос об обеспечении населения квалифицированными медицинскими услугами занял, чуть ли не ключевую позицию в деятельности его администрации. И не только. Вот о чём повествует следующий документ.

  Решение исполнительного комитета Викуловского районного Совета депутатов трудящихся от 17 мая 1961 года №111 "О плане здравоохранения на 1962 год", "…обязать дирекцию Коточиговского совхоза развернуть строительство участковой больницы на 25 коек". Председатель исполкома районного Совета Н.Варакин. Секретарь исполкома районного Совета А.Козлова.

  Вспоминает ветеран производства совхоза "Коточиговский" А.И.Нарыгин:

  -- Любое крупное строительство в те времена, естественно, являлось проблемой, которая, в большинстве своём, упиралась в дефицит стройматериалов. А здесь – больница! Директор хозяйства – Плесовских – не долго думал над этим вопросом: авральным проектом построил новую двухэтажную контору в деревянном исполнении, а освободившееся прекрасное кирпичное здание, тоже в двух этажах, отдал под больницу. Оно и сейчас стоит, крепкое и красивое…

  Больница есть, нужны кадры. Первым её дипломированным врачом стала Коробейко Т.Б., окончившая лечебно-профилактический факультет Казанского Государственного мединститута. Произошло это 10 августа 1961 года по приказу Облздравотдела. К этому времени здесь сложился уже более-менее стабильный коллектив: фельдшер О.В.Квашнина, акушерка В.М.Шуталёва, дезинфектор Т.А.Антонова, медсестра А.А.Кошкина, санитарка В.Г.Кулябина и другие.

  Нужно заметить, что статус врачебного участка Коточиговскому здравпункту был присвоен, скажем так, позже многих других – только 16 марта 1961 года. Заведовала им акушерка Н.А.Леонтьева (в середине 60-х годов переехала с семьёй в г. Тюмень), затем – фельдшер Шуталева Валентина Максимовна.

  …Тамара Борисовна легко вошла в коточиговскую медицинскую семью. Общительная, внимательная и добрая она стала её душой. Очень любила свою работу, в любое время суток шла на помощь к больному. Здесь, в сибирской глубинке, она стала членом КПСС, здесь сменила девичью фамилию, став женой простого деревенского токаря Александра Кошеленко, которому однажды, в прямом смысле слова, спасла жизнь.

  К сожалению, недолго проработала Тамара Борисовна на селе – уехали с мужем в Казанскую область. Её можно понять: всякого человека тянет на малую родину, где он родился и крестился, где провёл детство и юность, где, кажется, даже воздух дороже золота. Никто не осуждал её за это, только многие плакали, провожая её. Ведь большинству медсестёр и санитарок она годилась в дочери. Ну, а больница опять осталась под присмотром О.Квашниной.

  Надо сказать, что эта женщина – местная коренная сибирячка. В 1948 году окончила обучение в Тюменском медицинском техникуме, получив диплом фельдшера; здесь же прошла специализацию, добавив к нему аттестацию акушера. Ольга Васильевна вернулась домой, вышла замуж, подарив супругу, Михаилу Герасимовичу двух сыновей. Всю свою жизнь посвятила медицине.

  -- Трудно было застать маму дома, -- делится воспоминаниями младший сын Квашниных, Александр, ныне живущий в Казахстане. – У неё, по сути дела, не было ни праздников, ни выходных дней, даже находясь в законном отпуске, она больше времени проводила в больнице. А мы находились под присмотром бабушки Гани, папиной мамы, живущей с нами… Отец долгое время работал шофёром на "скорой", под началом мамы, так сказать. Жалел и холил машину, которая и летом, и зимой стояла в ограде нашего дома – не было в больнице гаража. Иногда дело доходило до смешного: маме нужно было спешить куда-то на вызов, идти через всю деревню, а машина, вот она, под боком. Отец ворчал, мол, нечего машину в грязь гонять, её беречь надо, иди пешком…

  Необходимо сказать и вот о чём. До появления в больницах спецмашин медики обходились гужтранспортом, -- т.е. лошадками. Была своя конюшня и в Коточигах, правил которой завхоз Кебин Александр Андреевич. Трудности в этом плане – огромные, сельский житель хорошо знает об этом. Одна заготовка сена чего стоила. Впрочем, на этот предмет существовал особый приказ райздравотдела, который предусматривал ведение заготовки сена "…силами медицинских работников участковой больницы", причём "…лицам, участвующим в заготовке сена, сохранять заработную плату и выплачивать плату по 12 рублей за заготовленный центнер сена". Подходил сезон, бросали сёстры и санитарки все больничные дела, брали в руки литовки и грабли и шли на покос. Очень часто в этой страде им помогали мужья и дети.

  Был и такой приказ (№ 46), от 15 марта 1961 года, подписанный главным врачом Викуловской райбольницы Ф.К. Буяновым. В частности он гласил: "…с 1 марта за эксплуатацию гужтранспорта работниками больниц взимать в кассу больниц 10 копеек в час. Время исчислять с момента вывода (выезда) и время привода лошади на конный двор… Разрешить использовать гужтранспорт только работникам больниц и амбулаторий… Вырученные средства использовать только на улучшение и оборудование гужтранспорта". Заботилось начальство о лошадях, и не только – в первую очередь решала вопрос с квалифицированными кадрами.

  В разные времена и на разных должностях служили медицине и людям района: Фёдоров Михаил Антонович, фронтовик, в будущем – "Заслуженный врач РСФСР", Кириенко Екатерина Ивановна, Буянов Фёдор Кириллович, Лазарев Борис Иванович, Хомутских Геннадий Михайлович, Тропин Владимир Фёдорович, Рощин Николай Константинович, Хромова Зоя Николаевна; не считаясь со временем, трудились не покладая рук  Е.Д. Хорошева, В.С.Кинценсфатор, В.Д.Басов, Г.А. Каргаполова, И.П. Ширшов и многие другие врачи.

  …В начале 70-х годов Коточиговскую больницу возглавила молодой специалист (терапевт) С.П.Анашкина, выпускница Омского медицинского института. В эту пору здесь наблюдался уже сложившийся штат работников: О.В. Квашнина, Т.А. Антонова, В.Г.Первушина, А.А.Кошкина, Э.Г.Коэмец, С.П.Березина, К.В.Чичерова, Т.А. Урубкова, Г.А.Филимонова, знающих своё дело не понаслышке. Недолго проработала на посту заведующей и Светлана Петровна. Не знали её коллеги, даже не догадывались, что эта молодая, добрая и душевная женщина смертельно больна. Не отработав и положенного срока, Светлана уволилась, уехала в Омск, где вскоре и скончалась. Рак сделал своё дело. А ведь ей не было и 25 лет…

  В 1974-1975 годах медперсонал Коточиговской больницы (она уже располагалась в другой двухэтажке, по ул.Юбилейной) пополнился новыми кадрами – сёстрами и санитарками. На смену ветеранам, ушедшим на заслуженный отдых, пришли Ф.Х. Ильясова, В.И. Плюхина, И.И.Шумихина, Ш.М.Абдулина, Н.П.Гудина, В.Н.Черданцева, Л.А.Чичерова, а также и новый врач – В.Б. Карамян.

  Некоторое время, с конца 1978 года, руководил больницей Сергей Павлович Митряков, хирург по специальности; его сменила Елена Петровна Максимова. В 1983 году кабинет заведующего Коточиговским медучреждением занял Владимир Иванович Грищенков, отдавший профилактике и лечению местного населения три года; последним дипломированным врачом в данном селе была терапевт Лидия Аркадьевна Кадушкина. На дворе стояло лето 1998 года. Чуть позже Коточиговской участковой больнице был выдан статус амбулатории, а в 2009 – фельдшерско-акушерского пункта… Всё вернулось на круги своя.

                              Взгляд в прошлое из будущего

  -- В Коточиговскую участковую больницу я пришла работать в 1976 году после окончания Ишимского медучилища. Направил меня сюда главврач района Шакен Сагимович Бегалиев, прекрасный человек и грамотный специалист, -- рассказывает ветеран здравоохранения района Н.М.Фомина. – Что можно сказать о той поре? Только всё самое хорошее. Жили мы, как единая большая, дружная семья, в которой каждый, невзирая на чины и ранги, чувствовал себя в ней, как дома. Оля Вохмина, Таня Малей, Валя Гобозашвили, Таня Комагорова, Вера Кожевникова, Галя Сивакова и многие-многие другие работники среднего персонала не гнушались никакой работой. А водители: Тассо Георгий Августович и Комагоров Владимир Сергеевич? Как я благодарна им за это! А сколько благодарных слов заслужили они от жителей сельсовета? Не счесть! Жили, радовались переменам к лучшему, и вот… К чему пришли?

  Разве кто-нибудь из старшего поколения медиков думал о том, что будет сегодня с медициной в целом, с их родной больницей, ставшей для них чем-то вроде святыни? Наверное, нет.

  Как-то, ещё в далёком 1951 году, начальник райздравотдела И.Е.Слепухин объявил строгий выговор с занесением в личное дело молодому фельдшеру… О. В. Квашниной за то, что она самовольно, якобы, без уважительных причин, покинула медицинскую конференцию, проходившую в Викулово.  Этот урок запомнился Ольге Васильевне на всю жизнь. Вот это была дисциплина!

  Есть что вспомнить, есть чем гордиться и Нине Максимовне – последнему фельдшеру Коточиговской участковой больницы. Сорок три года на страже здравоохранения! Далеко не каждый может гордиться такой трудовой биографией, за которой – масса похвал и почётных грамот различных инстанций. Может быть, именно поэтому, ей, как никому другому, приходится переживать то, что сегодня творится с медициной: десятилетиями наработанная в стране практика  рушится, ломается, превращаясь в пыль, под гнётом пресловутой оптимизации здравоохранения. И что самое страшное – никому до этого нет дела! Мы снова оказались у разбитого корыта. Мы снова вернулись к ФАПу, как это было в послевоенном 1946 году, к фельдшерско-акушерскому пункту модульного типа, в одном из которых хозяйничает сегодня Нина Максимовна, и которая в нём, можно сказать, является и заведующей, и медсестрой, и уборщицей, и у которой на плечах ещё обслуживание соседнего, Базарихинского пункта. Как за всем успеть этой женщине, которая находится уже на пенсии? А если она завтра уйдёт на заслуженный отдых… Что тогда будет?

                                               Послесловие

  Вот и закончился наш рассказ о Коточиговской участковой больнице – о её становлении, развитии, расцвете, о её людях, творивших историю. Уже сегодня с трудом воспринимается то, что было, что пришлось испытать первопроходцам, пионерам этой системы, а завтра… Завтра мы можем забыть об этом совсем. Забыть Фёдорова, забыть Буянова, Коробейко, Квашнину, Антонову… Наш долг – не допустить всего этого. К этому и стремился автор в своём повествовании – всколыхнуть былое, не дать ему уйти в забытье. И пусть в нём прослежены далеко не все важные факты и события той поры, названы не все имена их очевидцев и свидетелей (да и сделать это просто невозможно), но уже то, что поднято на поверхность, пусть останется добрым знаком уважения к ним.

Фото автора и из архива Г.Филимоновой, А.Кулябина

 

 

Другие материалы по тегу "К 95-летию Викуловского района"