Вспоминая комсомольскую юность

Свои молодые годы викуловчанка Раиса Григорьевна Антоновна вспоминает охотно, говорит, это было лучшее время в её жизни. Но не просто потому, что молодость сама по себе прекрасна, а потому, что этот период полностью был связан с комсомольской деятельностью. Будучи активисткой, общественницей она не оставляла для себя свободной минуты: столько всего хотелось сделать, столько всего успеть…

Окончив Ишимское медицинское училище в конце шестидесятых годов, Рая Анциферова (её девичья фамилия) из с. Ершово Ишимского района с удовольствием переехала в Викулово – наше село ей приглянулось задолго до переезда. Коллектив районной больницы принял молодого специалиста хорошо, и она быстро влилась в работу. Чуть позже перешла в детскую консультацию, затем трудилась патронажной медсестрой. Как известно, в то время на предприятии имелись и комсомольская, и партийная, и профсоюзная организации. Вот и Раису Григорьевну со временем избрали секретарём первичной комсомольской организации больницы, а позже она стала членом бюро райкома комсомола. Организаторская работа, которой занималась комсомолка, её нисколько не утомляла, скорее наоборот, жила по принципу: "Сперва для Родины, потом для себя".

   - Жизнь у комсомольцев была насыщенной, наполненной разными событиями, делами, которым, казалось, никогда не будет конца, - с увлечением рассказывает Р.Г. Антонова. – Первичная комсомольская организация больницы была одной из лучших в районе, ранее ей руководила Нина Кирпитнёва, я приняла работу от неё. Мы, комсомольцы, ходили на политзанятия, потом зачёты сдавали. Политэкономия, философия, внешняя политика – вот в таких вопросах молодёжь того времени должна была быть просвещена. Знания мне эти пригодились, я же потом поступила в партийную школу. Многочисленные субботники, в которых мы принимали участие – это вообще отдельная тема. Облагораживали больничный бугор, садили деревья, очищали  территорию от мусора, копали картошку, в Малышево лён убирали, перелопачивали зерно на складах, а там такая пыль от него поднималась, дышать нечем было… И ведь это всё делали между сменами. Уборочная шла, значит, надо было помогать. Но нам так нравилось постоянно быть чем-то занятыми, столько веселья, задора в нас откуда-то бралось! Так радостно было, что все вместе работали до утра, романтика… Наша команда больницы участвовала во всех значимых мероприятиях, которые проводили в районе, а 1 мая и 7 ноября мы оформляли свою колонну лучше всех – так считали другие организации. И дружина у нас была народная, ходили с красными повязками, за порядком следили. Сами проверяли машины на деревянном мосту, в уборочную пору, чтобы водители полога как надо закрывали, сохраняя зерно…

   А ещё это время отметилось в памяти работой со школьниками, военно-патриотическими играми "Зарница", "Орлёнок", походами, песнями, плясками… Р.Г. Антонова, вспоминая свои яркие молодые годы, тот распорядок, ту нагрузку, шутит: "И замуж-то я вышла только в восьмидесятом году, некогда же мне было!" Про таких инициативных людей, как она, тогда писали: "Те, кто тревог не боится, кто сердцем дорогу нашёл, кто смело к победе стремится – такие идут в комсомол…".

   С уважением Раиса Григорьевна вспоминает главного врача больницы Г.М. Хомутского, работавшего в то время. Он был очень строгий, не давал медсёстрам ночью спать на посту, а тех, кто всё же умудрялся задремать, ругал. Помнит, как в стенгазете "Комсомольский прожектор", которую выпускала их комсомольская организация, делали карикатуры на эту тему, высмеивали, чтобы человек задумался и больше так не делал. Вывешивали стенгазету в методкабинете, чтобы все могли посмотреть.

   В 1973 году Раису Григорьевну приняли в районный комитет партии в орготдел. По своей сути, комсомол был такой организацией, которая давала общественникам возможность проявить себя и получить навыки в любой работе, и потому в новой должности она тоже смогла себя проявить с лучшей стороны.

   Так работала до 1991 года, за это время потрудилась и завотделом пропаганды, и заведующей сектором учёта. И вот, в одночасье всё, чем жила, оказалось перечёркнутым, без возможности возврата – наступил переломный 1991-ый, перестройка. Никому не нужны стали комсомольцы-добровольцы, прекратили своё существование Всесоюзные молодёжные организации, в школах расформировали Ленинские комнаты, октябрята, пионеры – всё осталось в прошлом. Люди, привыкшие жить по старой системе, которую сами строили годами, в которую верили, ради которой старались, должны были искать себе новое дело. Пришлось вести поиски работы и Р.Г. Антоновой, ведь райкома партии просто не стало -- начиналась совершенно другая жизнь. Возвращалась в больницу, затем пробовала себя во вспомогательной школе-интернате в должности воспитателя, потом немного потрудилась в фильмотеке, но ни в одном из этих мест того азарта, что был раньше, не нашла, скучала по прежнему роду занятий, как и все её единомышленники, бывшие коллеги.

   Смогла вновь ощутить прилив энергии только в 1994 году, когда её приняли на должность заместителя главы администрации Викуловского сельского поселения. Здесь снова обрела общение с людьми, и любимый ритм, который не давал долго усидеть на месте. И сейчас Раиса Григорьевна, хоть и на пенсии, не может находиться в стороне от общественной жизни. Она и клуб "Общение" посещает, и в "Журавушках" поёт, и в группу "Здоровье" ходит, теперь ещё добавился в этот список "Университет третьего поколения". А всё потому, что установка, ориентир, данные ей и её соратникам ещё в комсомольской юности - "Главное, ребята, сердцем не стареть" - направляет в нужное русло до сих пор…

Фото из архива Р.Г. Антоновой

Другие материалы по тегу "к 100 - летию образования комсомола"