Здесь оживает библейский сюжет
Тихая ночь, пещера, над ней яркая звезда, а в яслях новорождённый Иисус Христос со своей Матерью Марией. Этот сюжет из Библии воплощают в искусстве уже много веков.
В древней церкви страстная седмица считалась частью пасхальных событий и называлась Пасха крестная. А наш современный праздник Пасхи и следующая за ним светлая седмица назывались Пасхой воскресной. Это было связано с тем, что на страстной седмице вспоминались те события, которые были связаны с крестной смертью Христа, а на светлой седмице – события связанные с Его воскресением. Суть церковных событий осталась прежней и по сей день, но названия их изменились.
За семь дней страстной седмицы в церковном богослужении описываются последние дни земной жизни Иисуса Христа и с течением времени появились свои традиции, присущие этому периоду. Особо значимым событием стали богослужения, совершаемые вечером в четверг. Эти богослужения известны под названием чтения двенадцати Евангелий, повествующих о последних событиях и крестной смерти Христа. Когда все присутствующие за богослужением стоят с зажжёнными свечами во время всей службы. Эта традиция берёт своё начало в древней богослужебной практике Иерусалимской Церкви, где с IV и последующих веков ночь с Великого четверга на пятницу проводили в бдении, которое начиналось на Елеонской горе, а заканчивалось под утро на Голгофе. Всю ночь верующие молились, пели псалмы и соответствующие воспоминаемым событиям песнопения, читали отрывки из Евангелия на различных местах Святого Града, связанных со страданиями Господа, и тем самым как бы проходили вместе со Христом по Его крестному пути. Так как всё описанное совершалось в ночное время, наличие у всех участников богослужения свечей было элементарной необходимостью.
В наши дни порядок этого богослужения сохранился. И хотя вся служба у нас совершается в храме, традиция молиться всю службу с зажжёнными свечами осталась. Церковный устав не даёт каких-либо указаний, что потом делать с этими свечами, но в народной среде зародилась традиция принести эти зажжённые свечи домой.
Замечательно эту традицию описывает в своей книге "Лето Господне" русский писатель Иван Шмелёв: "Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонёк: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Старая кухарка рада, что я донёс. Она вымывает руки, берёт святой огонёк, зажигает свою лампадку".
В христианском понимании зажжённая свеча, в том числе и та, что мы ставим в храме перед иконой, имеет смысл очищения, жертвы за свои грехи. А в период страстной седмицы мы как раз и становимся свидетелями той жертвы, которую за нас принёс Христос. Видимо, поэтому в народе и зародилась традиция принести огонёк домой, чтобы ещё на какое-то время сохранить в душе переживания от только что совершённой службы и поделиться трепетом воспоминаемых в эти страстные дни событий со своими домашними.
В пятницу страстной седмицы вспоминается сама крестная смерть Христа. В этот день церковным уставом не разрешается даже совершения божественной литургии, но совершается вынос святой плащаницы, которая полагается по середине храма и находится там до самого праздника Пасхи.
Отец Владимир, настоятель Свято-Троицкого храма