Им досталась на долю нелёгкая участь солдат…
Испытало нас время свинцом и огнём.Стали нервы железу под стать.Победим. И вернёмся. И радость вернём.И сумеем за всё наверстать. (А. Суриков) С каждым годом …
(Продолжение. Нач. в №№ 97, 98, 99)
В июне 1966 года в свет вышел ещё один Указ Президиума – о присвоении звания Героя Социалистического Труда комбайнёру совхоза "Озернинский" В.И. Кирилловой, истоки которой велись из Коточигов, здесь начался её трудовой путь к подвигу. Этому ли не радоваться!
На 1967 год совхоз взял на себя повышенные соцобязательства: с каждого гектара получить по 11-12 центнеров зерна, пшеницы – 12-13 центнеров, валовой сбор довести до 50 тысяч центнеров вместо 44 тысяч; надоить на фуражную корову по 2000 килограммов молока, продать государству – 33500 ц; получить 70 ц. шерсти, 4600 – мяса, 120 тысяч яиц. И вот что зафиксировано на 1 января 1968 года: совхоз "Коточиговский" выполнил годовой план по реализации мяса на 111,7 процента, молока – на 112,1, яйцу – на 100,8, шерсти – на 105,6 процента; с каждого гектара намолочено по 14,2 центнера зерна, пшеницы – 15,3, общий намолот – 57000 центнеров. Такого от хозяйства, пожалуй, никто не ожидал.
А в Коточигах жили своей жизнью, к этому располагало всё: и имеющиеся кадры, и техника, автотранспорт, запчасти к ним, горюче-смазочные материалы – с ними проблем не было, а главное – желание трудиться.
Агрономическая служба хозяйства во главе с Ф.И. Бабушкиным постоянно работала над улучшением севооборотов. В этом деле полеводам первым помощником был главный агроном районного управления сельского хозяйства В.П. Кривошта; не забывал коточиговцев и его начальник – В.Ф. Жарников. Работники райкома и райисполкома бывали в хозяйстве от случая к случаю, в основном – на партийных собраниях (тогда в первичной организации на учёте состояло – 104 – 112 коммунистов), да на сходах граждан. Не зря как-то председатель РИКа Александр Максимович Лужин, только что покинувший кресло второго секретаря РК КПСС, изрёк: "У них там своё государство, чего к ним лезти".
В хозяйстве по-прежнему много строили. Наряду с двухквартирными жилыми домами в кирпичном исполнении, которые на улицах совхоза росли, как грибы после тёплого дождя (и не только на его центральной усадьбе), появились и двухэтажные, что и в райцентре было в диковинку. Новым скотным дворам, свинарникам, гаражам, современным зернотокам, магазинам, детским садам перестали удивляться. А за здание новой средней школы директор вместо благодарности опять чуть не схлопотал выговор: совхозные мастера-строители Кебин и Кошкин воздвигли её… без какого-либо проекта, по-своему. Обошлось.
И.С. Плесовских не любил встреч ни с приезжим начальством, ни с журналистами – всячески, ссылаясь на занятость, старался избегать их, а в случае ситуации, когда этого сделать не удавалось, не позволяла партийная и руководящая этика, говорил с незваными гостями весьма неохотно, отправляя и тех, и других к специалистам по профилю, или в партком, профсоюзный комитет. А если ещё кто-то из репортёров настаивал на фотографировании… Наверное, по этой причине даже в районной "Красной звезде", не говоря об областных изданиях, годами не появлялись материалы ни о Плесовских, ни рабочие интервью с ним. А сказать Ивану Савельевичу, как и Токареву, Рыжуку, Олькову, которые не сходили со страниц районки, наверное, было о чём и о ком.
Каким бы ни был И.С. Плесовских, для простых работяг он всегда оставался внимательным, заботливым и рачительным хозяйственником, добрым, всё понимающим человеком, который всегда придёт на помощь в трудную минуту, выручит. Прохудилась у кого-то от старости банька, тут же отдаст приказ прорабу помочь поставить новую; заболела, пала у семьи корова-кормилица, завтра в пригоне уже стоит другая – подарок от совхоза. И таких примеров можно привести великое множество. Он умел переживать и радоваться за людей.
А сколько орденоносцев выросло на Коточиговской земле под началом Плесовских!? В разные времена орденами Трудового Красного Знамени награждены доярка Ащеулова М.Ф., тракторист Ципп П.И., комбайнёр Мисевич Ю.П., механизатор Головкин А.С., орденами Трудовой Славы III степени шофёр Дудочкин Д.Я. и комбайнёр Шевченко Ю.А., орденом Октябрьской Революции мастер машинного доения Дудочкина А.Г. и многие другие.
Удачным в отрасли животноводства сложилась для тружеников совхоза "Коточиговский" 8-я пятилетка. План продажи молока государству выполнен на 115,2 процента, мяса – на 121,9, шерсти – на 125,5, яиц – на 115,3 процента. И опять в числе передовиков доярки: А.Г. Дудочкина, Н.К. Кулагина, В.А. Волынкина, А.Г. Кулагина, П.Д. Горбунова, скотники дойных гуртов: Абельдинов И.Ж., Тассо А.Г., Калинин В.М. и другие, вошедшие впоследствии в районный клуб лучших животноводов "Авангард".
1976 год стал, пожалуй, самым выдающимся в истории рабочих совхоза "Коточиговский". Он признан лучшим коллективом в областном социалистическом соревновании на уборке урожая текущего года. Его полеводы получили наивысшую урожайность зерновых и зернобобовых культур – по 17,8 центнера на круг, реализовано государству небывалое количество хлеба – 70788 центнеров, это больше, чем продали его стране колхозы им. Ленина, им. Фрунзе, "Путь к коммунизму" и "Искра" вместе взятые!
Десятки механизаторов были поощрены за свой героический труд. Шофёр Дмитрий Дудочкин к своему первому ордену Трудовой Славы III степени добавил другой – II степени, а комбайнёр Юрий Мисевич, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, намолотивший за сезон 9000 центнеров зерна, повесил на грудь орден Ленина. Ордена Трудового Красного Знамени получили и главный агроном хозяйства Ф.И. Бабушкин, секретарь парторганизации А.В. Суглобов, орден "Знак Почёта" -- председатель рабочкома А.И. Нарыгин. Ни одно хозяйство в районе (не много таких и в области) не могло похвалиться таким наплывом наград. Заслуженных наград!
А руководитель? На наградном листе директора совхоза "Коточиговский" Ивана Савельевича Плесовских, представленного к ордену Ленина, кто-то по диагонали размашисто вывел: "В конце 1976 года оформился на пенсию", и неразборчивая подпись.
Уже после в районе прошёл слух (деревня есть деревня), что в этом некрасивом деле не обошлось без вмешательства "силовых структур" Викуловского райкома КПСС, а точнее – идеологического отдела.
(Окончание следует).