Первый ревкомовец
Время непредсказуемо и скоротечно. Оно, в силу своего могущества, одинаково безжалостно как к предметам материального, так и духовного мира. Конечно, многое людям удаётся сохранить для последующих …
Время непредсказуемо и скоротечно. Оно, в силу своего могущества, одинаково безжалостно как к предметам материального, так и духовного мира. Конечно, многое людям удаётся сохранить для последующих поколений,
но, надо согласиться, что большая часть этих миров проходит мимо нас, исчезает навсегда.
Но бывает и так: из пепла возникает Феникс. Казалось бы, что тот или иной факт нашей истории уже забыт и не подлежит восстановлению для современности, потомков. Наверное, уже никто и никогда точно не назовёт первого поселенца в нашем крае, первого коммуниста, первого тракториста и т.д. До недавних времён считалось, что мы не знаем и имени первого председателя Викуловского волревкома, но, к счастью, этот вопрос разрешился сам собой, причём, положительно. И, наверное, сегодня уместно вернуться к этой теме, потому как на дворе март, знаменующий 94-ю годовщину кулацко-эсеровского мятежа в нашем регионе, о котором мы очень мало знаем, и о котором ещё меньше пишем и говорим. А забывать об этом не стоит, так как за ним, как и любым событием, стоят люди.
Итак, что это за человек, который, по сути, являл собой первого революционера на Викуловской земле? Впрочем, всё по порядку.
Некогда пионерам Викуловской средней школы пришло письмо из г. Зыряновска, что находится в Восточно-Казахстанской области. Его автор утверждал, что в 1921 году в период Ишимского кулацкого восстания он был председателем ревкома в с. Викулово. Ребята, да, видимо, и их старшие наставники не придали данному факту должного внимания, хотя к письму был приложен очерк о тех далёких временах.
Каким-то образом о письме узнал местный краевед Н.Г. Зырянов, которого очень заинтересовало послание из Казахстана. Завязалось знакомство, которое в дальнейшем переросло в настоящую дружбу, ведь переписка длилась более шести лет.
Андрей Иванович Грехов – так звали ревкомовца – родился в деревне Подавиха Кунгурского района Пермской области в очень бедной семье, в которой было семеро детей. Андрей был старшим среди своих братьев и сестёр, и уже с восьми лет ребёнку пришлось батрачить у зажиточных селян. Каким-то чудом ему удалось окончить трёхклассное начальное училище (смилостивился благодушный хозяин, у которого работал паренёк). Когда свершилась Февральская революция 1917 года, домой вернулись дяди Андрея. От них-то он и узнал о большевиках, да ещё из потрёпанных брошюр, привезённых ими, которые он прочёл с большим интересом. А ведь шёл ему в ту пору лишь шестнадцатый год…
После Великой Октябрьской социалистической революции А. Грехов включился в агитационную работу, проводимую коммунистами среди населения, разъяснял решения, декреты Советской власти о свободе, равенстве, братстве. Через некоторое время его избрали секретарём комитета бедноты. Кулачьё открыто угрожало Андрею: "Белые придут, Андрюшке Грехову первому голову оторвут". Вскоре парень вступил в Красную Армию, вместе с её частями воевал на Восточном фронте с колчаковцами, громил кулацко-эсеровские банды по всей Западной Сибири.
В феврале 1921 года приказом комиссара Ишимского ревкома А. Грехов был направлен председателем революционного комитета в Викуловскую волость. В этой должности он пробыл больше года, затем был направлен на другую работу в действующие войска.
После окончания гражданской войны долгое время работал учителем в различных учебных заведениях г. Зыряновска, где осел на постоянное проживание (в 50-х годах окончил педагогический институт), но подорванное в раннем возрасте здоровье не позволило ему заниматься с детьми. По этой же причине А.И. Грехов не был мобилизован на фронт во время Великой Отечественной войны. Однако, ветеран постоянно находился в гуще любых событий, вёл активную общественную работу, являлся военкором, рабкором, селькором, занесён в книгу Почёта редакции газеты "Заря Востока".
Андрей Иванович Грехов глубоко переживал наступившие дни перестроечной эпохи в стране. Об этом говорят строки из его письма Н. Зырянову, датированного 3 мартом 1989 года: "…Думаю, уважаемый Николай Георгиевич, что ни к чему доброму, ни карточная система на продукты питания, ни различные реформы в отношении наших сёл и деревень, о которых политики говорят с высоких трибун, не приведут. Сколько их было на нашем веку? Но ничего лучшего для деревенского мужика, чем коллективное хозяйство, придумано не было. Развалятся колхозы, развалится экономика всего сельского хозяйства, а, может, и больше. Больно смотреть на такое. А то ли ещё будет?".
…Это было последнее послание от А. Грехова. В ту пору ему исполнилось 90 лет.