Непрерывность и взаимодействие

"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера, пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений", -- так В.А. Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно новую ступень в развитии. Теперь основным видом его занятий становится учебная деятельность, а в детском саду доминировала игровая. Однако этот переход не может произойти просто, сам по себе. Должно пройти время, пока ребёнок осознает себя школьником.

Безусловно, период дошкольного детства подготавливает развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. В психологии дошкольников и младших школьников много общего: доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание, преобладание образных форм познания окружающего мира, приоритетное место наряду с учебной деятельностью занимает игра.

Каким должен быть ребёнок на пороге школы? Какими качествами обладать? Какой объём знаний должен иметь? Педагоги должны учесть изменившийся социальный заказ: ещё вчера нужен был исполнитель, а сегодня требуется творческая личность с активной жизненной позицией, высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем. Ребёнку 21 века необходимо с детства психологически быть готовым воспринимать всё новое, постоянно учиться, предвидеть конечный результат своих достижений, быть гибким в общении, а педагоги обязаны научить его этому.

Достижение качественного образования во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и младшего школьного. В нашей школе этой работе уделяют особое внимание. Цель такой деятельности – реализовать единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер через совместно разработанную "Программу преемственности дс "Колосок", "Дельфин" -- школа".

При организации совместной работы по обучению и воспитанию мы поддерживаем основные принципы: учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей, уважение к ребёнку, процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью, опора на предыдущий опыт и знания ребёнка.

В рамках реализации программы преемственности проводим совместные семинары, посещаем занятия в детсадах и школе, знакомимся с формами и методами работы педагогов, обсуждаем насущные проблемы, корректируем свою деятельность, организуем праздники, экскурсии в школу. Традиционно, в течение нескольких лет в апреле – мае работает школа будущего первоклассника "Ступени детства", в июне – "Нулевичок", где сочетаем познавательную деятельность с игровой. Работа с родителями ведётся в течение всего года: встречи, родительские собрания по подготовке детей к школе, знакомству с программами обучения, режиму работы школы. Это даёт возможность родителям познакомиться с организацией учебно-воспитательного процесса, приобщает их к жизни школы. Только заинтересованность обеих сторон позволяет по-настоящему решать проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из детского сада в школу безболезненным и успешным.

заместитель директора по УВР ВСОШ №2

Другие материалы по тегу "образование"