Должен знать каждый
Люди с тех пор, как только начали осознавать себя не похожими на других живых существ, стали мечтать о будущем. Первые мечты постепенно превращались из психологических чувств в идеологические …
Люди с тех пор, как только начали осознавать себя не похожими на других живых существ, стали мечтать о будущем. Первые мечты постепенно превращались из психологических чувств в идеологические учения. Эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, время утопических идей дали человечеству титанов мысли. Одной из первых идей была идея равенства. Равенство перед судом и законом, которое нужно было сформулировать и юридически закрепить в правовом акте.
Лучшие умы человечества пришли к мысли о Конституции как главном законе страны, на основе которого составлялись другие законы. Мечта воплотилась в жизнь впервые в самой свободной стране, только что добившейся независимости от Великобритании, в США в 1785 г. Это первая Конституция в мире.
В России же в это время в самом разгаре ещё было крепостное право. Лишь в начале 19 века декабристы один из своих программных документов "Северного общества" назвали Конституцией. По их мысли, она должна была ограничить самодержавие. А народ и понятия не имел, что значит слово "Конституция". Ничего в стране не менялось даже после отмены крепостного права. Лишь в начале 20 века под страхом революции Николай II издал Манифест от 17 октября 1905 г., который был попыткой введения конституционного строя. Но дальнейшие события привели к забвению этого документа: Первая мировая война, Февральская и Октябрьские революции, гражданская война. В 1918 г. большевики приняли первую Советскую Конституцию РСФСР. После неё в разные годы в СССР были приняты 3 Конституции: в 1924-м,1936-м,1977-м годах, и называли их в соответствии с целями, которые ставила перед собой правящая Коммунистическая партия.
В 90-е годы изменился социально-экономический и политический строй. С социализмом было покончено, объявлена демократизация страны, заложены основы конституционного строя. Путём всенародного голосования – референдума – 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации.
Кардинальным образом изменилось содержание статей по сравнению с предшествующими основными законами государства. В соответствии со ст.1 Конституции РФ, наше государство – демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципами правого государства Конституция закрепила следующие положения: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст.2), "Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст.10).
По сравнению с Конституцией 1977 г., где КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, современный Основной закон страны закрепляет идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13).
Новым является право человека и гражданина на жизнь (ст.20). Ни о какой частной собственности не могло быть и речи в советских Конституциях, а вот ст.35 п.1 Конституции РФ гласит: "Право частной собственности охраняется законом", гарантируется и право наследования (ст.35 п.4).
Каждый гражданин нашего государства должен знать содержание Конституции, это поможет ему защищать свои права, опираясь на её статьи, так как она имеет высшую юридическую силу и прямое действие (ст.15 п.1). Исходя из этого, в нашей школе ведётся изучение Конституции в младших классах на уроках, во внеурочное время и даже во время летних каникул.
Так, в нашей школе в рамках программы воспитательной работы лагеря дневного пребывания "Солнышко" работает кружок "Конституция России и права ребёнка". План работы составлен в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков. Содержание Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека даётся в занимательной форме, с опорой на сюжеты сказок, исторические факты. Например, право на жизнь объясняется на примере сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", право ребёнка на своё собственное мнение иллюстрируется сказкой Г.Х. Андерсена "Голый король". Формулировки других прав ребёнка доходчиво объясняются с помощью сюжетов сказок Ш. Перро "Золушка", Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", С.Маршака "Двенадцать месяцев", А. Толстого "Золотой ключик" и других.
учитель ВСОШ №1