Кому прививку от компьютера?

Интернет-зависимость: миф или реальность? Над этим вопросом рассуждали в конце февраля учащиеся и педагоги Викуловской школы №2. К разговору, который состоялся в рамках проведения недели медиабезопасности в школе, пригласили также родителей, и в целом получился живой диалог – каждый мог не только высказать своё мнение, но и предложить идею по решению проблемы.

В самом начале разговора все присутствующие получили разноцветные карточки – "миф" и "реальность". После всех обсуждений нужно было проголосовать: считаете ли вы интернет-зависимость реальной проблемой или это всё-таки не более чем миф? Ответ на этот вопрос искали не только посредством диалога, но и в ходе просмотра и обсуждения нескольких видеосюжетов.

-- Давайте посмотрим на ситуацию, исходя из собственного опыта, -- предложил собравшимся тренер по реализации программы "Расширяя горизонты" в ВСШ №2 И. Шаромов. – Для этого ответим на первый вопрос: сколько времени вы проводите в Интернете?

Ответы сразу заставили задуматься: педагоги ежедневно отдают Интернету около 2 часов своего времени, некоторые из родителей и того меньше – около часа в среднем. У учащихся же Интернет занимает времени гораздо больше – от 5-6 часов в будни до 12-15 (!) в выходные. Что можно делать у компьютера столько времени? Общаться в социальных сетях, играть – отвечают школьники. Получается двоякая ситуация: либо времени на Интернет просто нет, либо этого свободного времени так много, что Интернет – один из способов его скоротать.

Безусловно, сегодня Всемирная сеть открывает нам огромные просторы для жизни и творчества: мы получаем доступ к огромному объёму самой разной информации, смотрим фильмы, слушаем музыку, общаемся, совершаем коммунальные платежи и покупки в Интернет-магазинах, не выходя из дома, получаем госуслуги. Некоторые сейчас даже зарабатывают в Интернете, и всё это – огромный плюс в пользу Всемирной сети. Если её сейчас не станет, мы лишимся очень многих удобств. Но… Вместе с плюсами есть и минусы. Представьте, сколько это - 12 часов у монитора… Железный друг начинает полностью вытеснять из жизни многих современных людей работу, учёбу, друзей, живое общение, развлечения и игры в компании, на свежем воздухе. Что из этого может получиться, участники встречи узнали из нескольких видеосюжетов. В одном авторы рассказали о людях, которые настолько увлеклись компьютерной игрой, что стали в жизни чувствовать себя её персонажами – так же двигались, общались, как в игре, но и это не самое страшное. Оказалось, что убить другого человека так же просто, как и в игрушке. Только наказание за этим следовало совсем не игрушечное. Посмотрели участники встречи и сюжет об одном младшем школьнике, который оказался по-настоящему болен компьютерной игрой и мечтает стать "спецназовцем", как в игре – чтобы убивать "неправильных" людей. Будущий "спецназовец" сегодня не может и двух раз отжаться от пола, а кто такие эти "неправильные" люди – объяснить не может.

Досадно об этом говорить, но таких игроманов со временем и с развитием интернет-развлечений становится всё больше. По данным одного из исследований, в 2012 г. недельная аудитория интернет-пользователей составила 57-58 млн. человек. Это число растёт с каждым годом, и по прогнозам, к 2015 г. эта цифра достигнет 87 млн. Всего регулярно пользуются Всемирной сетью сегодня более 143 млн. человек. Среди них есть и такие "больные", их немало.

Если эти люди действительно зависимы от компьютера, можно ли официально назвать их больными? И если они больны, как их лечить? Сегодня с такими людьми готовы работать психологи, психотерапевты, созданы целые общества интернет-зависимых, кабинеты помощи. Но всё не так просто. Понятно, что сами они не обращаются за помощью и не считают себя зависимыми, так ещё и оказавшись на приёме у психолога (чаще всего приводят отчаявшиеся родственники), тут же "сидят" в Интернете с телефонов или других современных гаджетов, не в силах отказаться от "благ цивилизации". Что с этим делать – неизвестно, вопрос открыт.

В ходе разговора педагоги, родители и учащиеся предложили свои варианты решения: кто-то посоветовал отправлять таких людей на настоящий больничный, лишая при этом возможности пользоваться компьютером и Интернетом; кто-то предложил создать целые реабилитационные центры, а кто-то даже разработать специальные "прививки". Этим вопросом – что делать? – озадачены сегодня многие, а больше всего – близкие интернет-зависимых. Что советуют психологи?

Во-первых, они предлагают подумать самим: много ли времени вы проводите сегодня у компьютера? Если вы отдаёте предпочтение играм или общению в соцсетях, все эмоции переносите туда, и оказывается, что когда компьютер выключен, вам просто нечем больше занять себя – интернет-зависимость налицо. Попробуйте помочь себе сами: строго ограничьте время, проводимое у монитора, чтобы это было проще контролировать – ставьте будильник. Поменяйте настройки своей электронной почты – отмените уведомления о новых письмах. Ограничьте круг социальных сетей, которыми пользуетесь – оставьте 1-2, закройте аккаунты тех, к которым обращаетесь время от времени. Отрегулируйте свой режим дня, займитесь физкультурой, творчеством и вспомните, наконец, о тех людях, которые рядом с вами в жизни, а не в сети.

Встреча длилась около 2 часов, много мнений было высказано, много вопросов поднято. И на главный – интернет-зависимость: миф или реальность? – ответ нашли. 4 человека проголосовали за "миф", за "реальность" -- 45. Чтобы решить проблему, нужно не только её обозначить, но и о ней говорить. И хочется надеяться, что после этого разговора в стенах школы №2, каждый, уходя домой, не просто задумался…

Другие материалы по тегу "образование"