Дарите свет своей улыбки!

Много грамот за достижения в сфере образования в копилке педагога Марии Яковлевны Климовой за 38 лет трудовой деятельности. Недавно ей вручили ещё одну, учителю уже восьмидесятый год… С 1956 года её родной школой стала Калининская. А ведь не учителем хотела она стать...

-- Сначала я хотела быть медицинским работником, -- вспоминает Мария Яковлевна. -- Приехала в Свердловск, поступила в медицинский институт, но общежития не получила. Устроилась на частную квартиру, а учиться могла только на стипендию: денег не хватало, родители в возрасте, простые колхозники, я у них последняя. Два месяца проучилась, всё нравилось, особенно латинский язык, но материальные условия вымотали меня окончательно, питаться приходилось раз в день.

Мария Яковлевна поняла, что шесть лет на одну стипендию не протянет, и когда по пути с учёбы к ней заехал зять Николай Михайлович Перемибеда (он учился очно в финансово-экономическом техникуме), посоветовалась с ним, как жить дальше. Они с сестрой тоже мало чем могли помочь: Николай работал один, а сестра с ребёнком маленьким сидела. В итоге в октябрьские праздники поехала Мария Яковлевна домой… Но именно в этот, казалось бы, самый тяжёлый период, судьба указала ей на призвание! По пути домой Мария Яковлевна заехала в учительский институт в Ишим, там учились её подружки. Они и позвали её учиться здесь. Но семестр уже начался, и никто не взял бы девушку в студентки.

В Викулово Мария Яковлевна пришла к заведующей районо и рассказала о своей сложной ситуации. В Балаганы как раз требовался учитель русского языка, туда и получила направление на работу вчерашняя школьница.

-- Приняли меня здесь хорошо, -- говорит Мария Яковлевна. – Мне вообще на пути встречались только хорошие люди! Кроме русского языка, дали мне уроки географии в четырёх пятых кассах. А почему столько много детей в ту пору училось? Так раньше в Балаганах был расположен детский дом эвакуированных из Ленинграда. Опытные учителя меня предупреждали, что детдомовские озорные.

Первый урок для юной учительницы стал первым испытанием на прочность. Мальчишки на задних партах щёлкали какими-то предметами, явно, чтобы вывести из себя новенькую учительницу. Но Мария Яковлевна, выдержав паузу, спокойно сказала: "Ребята устали, поиграть захотелось". Дети удивлённо посмотрели на неё, ведь ждали лишь крика в свой адрес. А позже Марии Яковлевне уже девочки преподнесли сюрприз: накрутили на голове каких-то шишечек и в таком виде пришли на занятия. Это сейчас каждый делает со своими волосами всё, что захочет, а раньше школьные форма и причёска требовали скромности и порядка. Мария Яковлевна оставила девочек после урока и объяснила, что нужно делать ученические причёски. А дней через пять девочки пришли к учительнице на квартиру: "Вы простите нас, мы ведь Вас проверяли: на нас всегда кричат, а вы не стали". А Мария Яковлевна с улыбкой ответила им: "У меня голос не так поставлен, чтобы кричать".

Прошёл год, и Мария Яковлевна, всегда понимая, что знаний ей не хватает, решила поступать в Ишимский учительский институт. Но в районо сказали "нет", кадров в районе не хватает. А ей хотелось познать педагогику на дневном отделении. Мария Яковлевна написала прошение в облоно. И всё-таки учиться ей разрешили. И после двух лет учёбы в учительском институте по распределению её направили в Улан-Удэ, в Оренгойскую среднюю школу. Это была вторая школа Марии Яковлевны.

Но больше всего сил и знаний отдала Мария Яковлевна Калининской школе. Здесь она заочно окончила уже педагогический институт, здесь и осела.

На протяжении всей жизни ни с кем Мария Яковлевна не вступила в конфликт. Это зависит от характера или нужно быть тончайшим психологом, искусным педагогом?

-- Я никогда не считала зазорным обратиться за советом к опытным учителям, с большой благодарностью я вспоминаю языковеда в моей первой школе в Балаганах – Москвину Клавдию Ивановну, -- говорит Мария Яковлевна. -- Никогда не мнила о себе, не возносилась, скромно вела себя в коллективе. Когда я была завучем, учителям внушала, чтобы ладили и с детьми, и с родителями. Была у некоторых учителей тенденция: чуть что – родителей вызывают, распекают учеников, а родителям ведь больно слушать. Говорила коллегам: постарайтесь сначала сами уладить конфликт, а потом директора и родителей привлекайте. Дети увидят, что вы кем-то прикрываетесь, и почувствуют вашу слабость.

Не раз и директор спрашивал у Марии Яковлевны, почему она никогда "не таскает" к нему учеников. На что мудрый учитель с юмором отвечала: "Как же я их потащу? Они выше меня на голову!".

…Сегодня Мария Яковлевна живёт в Калинино. Она всё так же приветлива, и её добрый юмор всё так же поднимает людям настроение. Дети не пошли по её стопам, не стали учителями, зато многие ученики, вдохновлённые идеями Марии Яковлевны, связали свою жизнь с педагогикой. Вера Адамова, Надя Талалаева, Катя Кондылева, Таня Куликова… И каждый год в её скромном жилище бывают её ученики. Позапрошлым летом – 7 человек! И это не официальная дань уважения, это желание ещё раз увидеть человека, который изменил их жизнь. "Попала" Мария Яковлевна даже в книгу. Её ученик Михаил Калинин три года назад специально приехал к ней из Ростова-на-Дону и сказал, что является соавтором книги "Чеченские лабиринты", и образ учительницы в этом художественном произведении списан с Марии Яковлевны.

Её всегда окружали хорошие люди. И сама она дарит людям только хорошее. Это настоящее сокровище для людей. Дарите же свет своей улыбки и тёплого слова ещё много-много лет! И знайте, Вы небезразличны тем, кто был и есть на Вашем жизненном пути.

На снимке: Мария Яковлевна Климова

Фото Т. СУХОВОЙ

Другие материалы по тегу "Рядом с нами"