Словно было вчера…
Участнице Великой Отечественной войны Анисье Николаевне Зенковой (в девичестве Москвиной) 9 января этого года исполнилось 88 лет, но у неё феноменальная память. В разговоре с этой пожилой женщиной я …
Участнице Великой Отечественной войны Анисье Николаевне Зенковой (в девичестве Москвиной) 9 января этого года исполнилось 88 лет, но у неё феноменальная память. В разговоре с этой пожилой женщиной я ни разу не засомневалась в этом: она называла, не задумываясь, различные даты, имена и фамилии, подробно рассказывала о давно минувших днях, словно это было вчера…
Судьба начинается с детства
-- Мне суждено было родиться недоношенным ребёнком. Брат-близнец сразу умер, а я прожила на свете много лет, но не считаю себя старой, мне же нет ещё 100 лет, -- с этой шутки начала рассказ о своей судьбе А. Н. Зенкова. – Мама долго меня парила на печке и выходила. Мои родители были грамотными, поэтому и я рано выучилась читать и писать, ещё до школы. Отец работал председателем сельсовета, а у мамы один за другим рождались дети, но из 12 выжили только 6. Время было трудное. Трудолюбивые семьи, где был достаток, раскулачивали, отбирали последнее, выгоняли с детьми на улицу, облагали непосильными продовольственными налогами. Отец был человеком добрым, он вынужден был уйти со своей должности -- не мог видеть, как обижают людей, и семья наша перебралась из Нововяткино в Калинино, где он стал работать продавцом в магазине. А я так хотела в школу! Сама пошла к учительнице Валентине Фёдоровне Быстровой, уговорила её принять меня в первый класс (тогда учились с 8 лет, а мне было 7). В то время отца постоянно переводили на разные работы, мы часто переезжали с места на место, поэтому училась я и в Викулово, и в Ишиме, и в Абатском. Окончила 8 классов. По тому времени это было хорошее образование, но учить детей было некому, и нас, 11 девчонок, которые хорошо учились, направили в Ишимское педучилище на двухнедельные курсы, после чего я начала работать учителем начальных классов в Речкуновской школе. Мне было 15 лет.
"Хочу на фронт!"
Мне никогда не забыть день 22 июня 1941 года. В эту ночь счастливые выпускники школ отмечали получение аттестатов зрелости, а поутру узнали о нападении врага. Из тех выпускников с войны мало кто вернулся. Я была секретарём комсомольской организации. Вместе с другими комсомольцами писала на бумаге плакаты, призывающие отомстить фашистам за смерть близких людей, собирали для фронта посылки, а в 17 лет я попросилась добровольцем на фронт. Военком всячески меня отговаривал, даже выгонял из военкомата, не хотел отправлять под пули. Но у меня же отец воевал, и я была воспитана в духе любви к Родине, поэтому я рвалась туда. В то время в школе был нужен военрук, и я прошла медицинскую комиссию, чтобы ехать на учёбу в Омск на военрука. Комиссия признала меня годной к строевой службе, и я снова пошла в военкомат с просьбой отправить меня на войну. В ноябре 1942 года военком сдался.
Испытание войной
Первая отдельная женская добровольческая бригада формировалась в Москве, таких, как я, шустрых, оказалось около 12 тысяч. В роту автоматчиков я не попала (опоздала), определили меня в роту станковых пулемётчиков. Училась я отлично, легко давалось мне боевое искусство, и меня решили направить в школу сержантского состава, которую успешно окончила в 1943 году, а в начале 1944-го меня направили служить во второй стрелковый батальон, роту станковых пулемётчиков, которая находилась в городе Ярцево Смоленской области. Патрулировали, отбивали налёты вражеских самолётов. В июле 1944-го наш полк расформировали и направили на Дальний Восток, в Читу, где располагался наш гарнизон. Надо сказать, что молодых девчонок и женщин командование особо оберегало, на передовую отправляли мужчин. Когда в августе 1945 года началась война с Японией, меня отозвали в штаб дивизии в Иркутск и назначили командиром отделения при штабе, а когда вышел приказ о демобилизации, я вернулась домой. Было это 28 октября 1945 года. Папа был уже дома, он вернулся с войны в начале 1945-го. Его серьёзно ранило, ему ампутировали одну ногу выше колена.
В родных местах
Началась мирная жизнь. Я снова стала работать учителем начальных классов, вышла замуж. Какое-то время с мужем жили на Урале, где я работала старшей табельщицей на Уральском вагоностроительном заводе. Но пришлось вернуться в родные места. В Комиссаровке я живу с 1954 года. Работала библиотекарем, продавцом, бухгалтером, инспектором отдела кадров. С 1979 года на пенсии. Имею медали "За победу над Германией", орден Отечественной войны, юбилейные медали, "Ветеран труда". Вот так и прошла моя жизнь, полная событий, о которых часто приходится вспоминать…
Домик на Заречной улице в Комиссаровке состарился вместе с его хозяйкой, ремонтировать его бессмысленно. Местные власти не раз предлагали Анисье Николаевне переехать в благоустроенную квартиру в Викулово, но до этого года она отказывалась, прикипела душой и к деревенским людям, и к родному дому. А недавно поразмышляла, взвесила все "за" и "против" и согласилась. Из федерального бюджета выделили средства на приобретение благоустроенного жилья для одинокой участницы войны, с хозяйкой квартиры составлены все необходимые документы на куплю-продажу, и Анисья Николаевна в очередной раз собирает вещи, чтобы поменять место жительства. Это приятные хлопоты.
С праздником Победы Вас, уважаемая Анисья Николаевна! Здоровья Вам и удачи на долгие годы!
На снимке: А. Н. Зенкова
Фото Т. Суховой