Праздник для педагогов
Год учителя подошёл к концу, и по всей стране прошли праздничные мероприятия, посвящённые его закрытию. Торжественное закрытие состоялось и в одном из самых отдалённых уголков нашего района – с. …
Сегодня встреча с человеком, с которым было связано моё детство. А детство прошло в детской музыкальной школе, или в музыкалке, как мы, ученики, её называли…
В 1988 году, когда я впервые перешагнула порог любимой музыкалки, Елена Григорьевна Тропынина преподавала специальность на фортепиано и вела занятия с хором. Помню её, молодую, в зелёном вязаном платье, стоящую перед нами и дирижирующую. Сколько в ней энергии и желания научить нас петь, научить слышать других, когда поёшь, вливаться в единый хор! Сколько было этих бесконечных, утомительных распевок! Первоклашки, мы не понимали их смысла, но как интересно и здорово было потом, когда мы хором выступали на сцене, когда ездили по району с постановкой музыкальной сказки…
-- Здравствуйте, Елена Григорьевна!
-- Здравствуй! – улыбается мне в ответ.
Всё тот же кабинетик в самом конце коридора, всё тот же жёлтый стол, всё то же фортепиано. Всё то же самое, а прошло ведь 15 лет!
-- Фортепиано у меня самое "молодое", -- смеётся Елена Григорьевна.
Помню его я отлично. Тогда оно действительно самым "молодым" было – стояло в хоровом классе, нерусское название, три педали, а не две, как у всех остальных. Захотелось прикоснуться к нему, как к реликвии, нахлынула волна воспоминаний из беззаботного детства, хотя в музыкалке оно беззаботным быть не могло: научиться играть на фортепиано – это тяжёлый труд для ребёнка, большая ответственность и серьёзность.
-- Елена Григорьевна, в нашей стране идёт Год учителя, и я хочу рассказать о Вас…
Моё предложение несколько смутило учителя, но всё же она согласилась. У каждого своё отношение к музыке: кто-то её просто слушает, кто-то играет, кто-то в ней разбирается, а вот для кого-то она становится профессией. Как же это получилось у Елены Григорьевны? Почему уже 25 лет она не мыслит себя никем иным, а только преподавателем этой прекрасной, но сложной науки?
…Родилась Елена Григорьевна 8 февраля 1966 года. С первого класса мечтала играть на музыкальном инструменте, все её знакомые девочки пошли учиться в Викуловскую детскую музыкальную школу на баян (директором в то время был А. Ф. Киреев). Фортепиано тогда было чем-то новым, но учиться играть именно на нём её убедила бабушка-соседка. "Не представляю маленькую хрупкую девочку с огромным баяном в руках, -- говорила она, -- девочка должна быть изящной!". Вот и стала первоклассница постигать музыкальную науку на изящном инструменте.
-- Это огромный труд. Далеко не все выдерживали нагрузку в основной школе до обеда и нагрузку в музыкалке после обеда. Это очень тяжело. Почти все девочки, с которыми я вместе поступала, бросили учёбу. Хотела это сделать и я, -- вспоминает с грустной улыбкой Елена Григорьевна. – Но этого мне не позволили родители, за это им сейчас я благодарна. Они делали всё, чтобы я училась: купили в кредит дорогую покупку – фортепиано, огромную роскошь для того времени. Доучилась я до конца, более того, свою жизнь навсегда решила связать с музыкой.
После окончания музыкальной школы Елена Григорьевна поехала поступать в Тобольское музыкальное училище. Встретила её в общежитии девушка Таня, тепло приняла, во всём помогала. Они сдружились и решили, что после окончания училища вместе приедут работать в Викулово. Так и получилось: Татьяна Юрьевна Васильева живёт и работает здесь, уже много-много лет! Елена Григорьевна окончила училище по специальности "Хоровое дирижирование" и сразу вернулась домой.
Много лет она отдала обучению детей и всё время не переставала совершенствовать своё мастерство. Она получила и высшее образование: в 2003 году защитила дипломную работу на тему "Проблема вокальной работы в детском хоре", ей была присвоена квалификация "Художественный руководитель академического хора". Работает она теперь педагогом хорового класса, вокала и фортепиано, но теперь уже не в музыкалке, а после очередной реорганизации в МАУ "Центр дополнительного образования и развития детей". "Она обладает высоким профессионализмом, она артистична, эмоциональна, эрудированна, творческая, владеющая теорией и практикой хорового класса, методикой преподавания. Уроки Елены Григорьевны сочетают в себе метод коммуникативного обучения, использование новых технологий, внедрение в учебную деятельность своих собственных находок. Все её уроки – это комплекс обучения, воспитания и развития детей, формирования у них высокого эстетического вкуса. Уроки ведутся в быстром темпе, чётко и организованно. Непринуждённо и доброжелательно воздействуют она на мотивационную среду учащихся. Елена Григорьевна постоянно стремится разнообразить тип и структуру уроков, успешно проводит как комбинированные, так и не стандартные уроки (урок-путешествие, урок-экскурсия), на которых знакомит детей с творчеством композиторов, исполнителей и так далее", -- так отзывается о педагоге директор центра Т. Ю. Васильева.
Охотно делится Елена Григорьевна опытом, участвует в концертах школьного, районного уровней, в зональных хоровых конкурсах (с. Казанское, г. Ишим). Её выпускники выбрали профессии, связанные с музыкой, и работают в родном селе, в Тюмени, Омске, Нефтеюганске. Наталья Селивёрстова окончила детскую музыкальную школу и в настоящее время является участницей ансамбля "Росстань" г. Тюмени. Ольга Шарайкина окончила Тюменский институт искусств, Марина Банюкевич – Омский колледж искусств по классу "Эстрадный вокал". Елена Каргаполова работает музыкальным руководителем в детском саду Нефтеюганска. Ольга Кельтман сейчас сама преподаёт в ЦДОиРД. Кроме всего, сама Елена Григорьевна с 1999 года после восстановления Свято-Троицкого храма поёт на клиросе.
За свой труд Елена Григорьевна имеет огромное количество грамот и пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, учащихся и их родителей. На днях она отправила на конкурс "Сердце отдаю детям" свою работу. Будем с нетерпением ждать результатов! Вот какое педагогическое кредо Елены Григорьевны: "Мы часто слышим фразу: "Дети – цветы жизни!". Мы, взрослые, должны помочь каждому ребёнку раскрыть творческие способности в полной мере. Но делать это нужно бережно, любя, уважая чувства и интересы каждого маленького человечка. Мой выбор профессии не случаен: люблю общаться с детьми, играть с ними, наблюдать, видеть, как их глаза зажигаются интересом, как дети начинают творить. Очень хочется, чтобы мои воспитанники были творческими, активными, любознательными и задорными. И если я смогу им в этом помочь, значит, не зря считаю себя педагогом!".
Однажды Елена Григорьевна стояла перед выбором – работать в школе или заниматься коммерческой деятельностью. Она выбрала школу: "Цифры – не для меня, без детей я себя не представляю. Здесь в школе моя жизнь, останусь ей верна до конца"!
…Я сбегала по ступенькам музыкалки с таким радостным чувством! Музыкалка, как её не назови, всё равно музыкалкой остаётся, а учителя в ней совсем не меняются – такие же добрые, открытые и преданные своему любимому делу и детям.
О. СУББОТИНА
На снимке: Е. Г. Тропынина на уроке
Фото Т. СУХОВОЙ