С. Малышкин: "Сумели выстоять, сумеем и удержать позиции"

В последнее время вокруг Викуловского райпо (впрочем, как и вокруг "Центросоюза" в целом) ходит масса всяческих слухов, связанных с его реорганизацией, как торговой отрасли потребительской кооперации. Одни говорят, что его отдадут в частные руки, другие -- что общество перестанет существовать в том виде, в каком оно представляется сейчас, третьи -- что оно обанкротилось и т.д. и т.п.

С целью подтвердить какой-то из вариантов или развеять все эти вышеупомянутые домыслы, а также рассказать о делах насущных и нацеленных на перспективу, мы попросили председателя Совета райпо С. Р. Малышкина:

-- Начну, пожалуй, вот с чего. Система "Центросоюза" -- одна из самых мощных, монолитных и в то же время гибких и разветвлённых на всей территории демократической России отраслей торговли, хотя и уходит своими корнями глубоко в царские времена. Наверное, не найти на карте страны точки, где бы не ощущалось её присутствие, предназначенное для обслуживания народа. Скажите, какой президент пойдёт на то, чтобы развалить такую колоссальную систему, приносящую государству огромные прибыли, и причинить ему невосполнимый ущерб? Это -- во-первых. Во-вторых, сам закон о потребительской кооперации не позволяет, скажем так, растащить Союз по паям, сделать его "частной лавочкой". Отсюда нехитрый вывод: Викуловское райпо стояло, стоит и будет стоять, пока существуют члены-пайщики.

Что касается банкротства, то это полный абсурд. Да, не скрываю, что в наше время, когда налоги и тарифы растут не по дням, а по часам, работать весьма и весьма трудно. Но мы живём, находим для этого пути и методы и творим добро – помогаем людям.

Чтобы не быть голословным, приведу такие примеры. Объём розничного товарооборота в 2010 году по райпо составил 260 млн. рублей, или 108,76 процента к уровню 2009 года; оборот общепита – 16167 тысяч рублей (110,9), выпуск товарной продукции в хлебопечении – 12365 тысяч, кондитерском производстве – 6860 тысяч, в колбасном – 3009 тысяч рублей. Это одни из самых высоких показателей не только по Тюменской области, но и по Российской Федерации.

О каком банкротстве здесь может идти речь?

Ещё пример. Ни по розничному товарообороту, ни по обороту общественного питания нам в области равных нет: 17 процентов составляет наш вклад в общее дело по первому направлению, и 15 – по второму.

Ближайшие наши конкуренты – Голышмановский РПС сверстал годовое задание по товарообороту на 156499 тысяч рублей, Армизонское ПО – 55739, Велижанское ПО – 45653, Исетское райпо – 119888 тысяч.

Более того, суммарный оборот розничной торговли и общественного питания за пять месяцев этого года достиг более 106 миллионов рублей, против 102 миллионов за аналогичный период 2010 года; другими словами – темп роста составил 104 процента.

-- Сергей Романович, давайте назовём наиболее значимые вехи в развитии потребительского общества в прошлом году, и что вы планируете и делаете в текущем?

-- Больше всего, что запомнилось, это, конечно, пуск в эксплуатацию нашей столовой (пользуясь случаем, хочу поблагодарить за сотрудничество и взаимопонимание в этом большом общем деле строителей ООО "Викуловоагрострой" и лично его директора Николая Григорьевича Чернова), приуроченный к началу Губернских игр "Тюменские просторы", прошедших на Викуловской земле, и, естественно, обеспечение питанием спортсменов, многочисленных гостей самих областных соревнований, ряда других мероприятий районного и зонального масштабов; проведение на базе нашего общества областного конкурса поваров и официантов системы потребкооперации, где мы заняли первое место; ремонт и реконструкция магазина №1 в райцентре.

В этом году провели частичный ремонт Каргалинского магазина №1, планируем провести его в ряде других точек, а также, с целью экономии энергоресурсов, запустить в действие роторную печь на хлебокомбинате. Могу ещё сказать, что уже в этом году приобрели автомобиль ГАЗ-3307 (фургон) для своих нужд.

-- Как выглядят сегодня магазины райпо с точки зрения планово-экономических показателей?

-- Я бы сказал, неплохо. Судя по прошлому году, наблюдалось некоторое снижение доли товарооборота магазинов, находящихся на территории Викуловского сельского поселения, в общем объёме товарооборота по магазинам райпо. Увязываем мы это, в первую очередь, с появлением на рынке торговой сети "Магнит". Конечно, есть и другие объективные причины.

Опять же, среди торговых точек на периферии доля товарооборота увеличилась. К примеру, по Калининскому магазину – на 0,6 процента, Коточиговскому – 0,4, Озернинскому – 0,5, Чуртанскому – 0,2 процента.

В настоящий момент ситуацию во всех магазинах можно расценивать как стабильную.

-- В настоящее время в районе функционирует много частных магазинов, торговых точек предприятий и организаций, тот же "Магнит", о котором Вы упомянули. Это как-то отражается на деятельности райпо?

-- Конкуренция существует и будет существовать, от неё никуда не уйдёшь. Это, своего рода, движитель, прогресс, который не даёт стоять на месте, замыкаться на мелочах, образно выражаясь, обрастать мхом, заставляет думать, искать пути развития, решать вопросы общения как с поставщиками, так и с покупателями. Что касается частных магазинов, то одни из них специализированные, другие – узкопрофильные, реализуют ту же продукцию, что и мы, только в меньшем ассортименте. Мы их, так сказать, не боимся.

Не боимся мы и "южан", имею в виду "Магнит". Да, есть у них некоторые товары, которые у викуловчан пользуются спросом, – фрукты, отдельные виды вина, марки сигарет, соков, сахар – они несколько дешевле. Но опять-таки, мы их "давим" ассортиментом.

Лично я никогда не был против конкуренции, всегда – за. Она помогает жить.

Давайте по этому поводу опять обратимся к примеру. В нашем районе на начало года насчитывается 130 объектов торговли, в том числе 40 – в системе райпо. Оборот розничной торговли в 2010 году составил 519,8 миллиона рублей, в котором доля наших магазинов – 260 миллионов. Ощущаете разницу?

-- В любой деятельности любой фирмы, предприятия никогда не бывает всё "гладко". С чем, с какими трудностями сталкивается сегодня райпо?

-- Вы правы, сейчас их, как говорят в народе, хоть лопатой греби. И самое обидное то, что возникают эти трудности и все вытекающие из них последствия не по нашей вине, а в связи с ростом тарифов на газ, электроэнергию, горюче-смазочные материалы и т.д. Увеличились они и в Пенсионный фонд – с 13 до 34 процентов. Всё это ведёт к увеличению расходов и сокращению прибыли.

Судите сами: в декабре прошлого года райпо за электроэнергию платило 400 тысяч рублей, а уже в январе 2011 – 800 тысяч!

По этим причинам с 5 мая закрыты торговые точки в деревнях Пестово, Осиновке и Усть-Барсуке. Раньше можно было позволить себе такую роскошь – содержать убыточные магазины, теперь – нет, очень накладно. Смотрите: доход от магазина в Осиновке за январь составил 12 тысяч рублей, а расходы за пользование электроэнергией – 16 тысяч. Плюсуйте сюда заработную плату, налоги, отчисления в ПФ РФ и т.д. Есть выгода? Нет.

Добавлю, что уже сегодня решается вопрос о передаче торговых площадей в Осиновке и Пестово индивидуальным предпринимателям, а в Усть-Барсуке помещение магазина мы сами арендовали.

Ещё скажу, что только из-за чисто экономических проблем в феврале этого года закрыт наш колбасный цех.

Так что в полной мере могу дать оценку сегодняшней действительности: сложившаяся обстановка не стимулирует бизнес, а чтобы заниматься какой-то социальной миссией, нужна прибыль, причём прибыль немалая.

-- И, что вы намерены предпринять в данной ситуации?

-- Работать. Во-первых: совершенствовать товаропередвижение, уходя от промежуточных звеньев в торговле, что даёт нам выигрыш во времени при реализации товара.

Во-вторых: приоритет развитию хлебобулочным и кондитерским изделиям. Благодаря хлебу, мы сумели выстоять в трудные 90-е годы, когда многие торговые фирмы разваливались на глазах, надеемся, что с его помощью удержим позиции и теперь. Ведь уже сегодня мы производим более 20 сортов хлеба, а в разработке ещё находится 10.

В-третьих: ассортиментная политика, которую мы должны строить согласно двум основным тенденциям, диктуемым розничным рынком, – товар сам по себе уже не является конкурентным преимуществом – покупатель требует услугу, как неотъемлемую часть того, за что он согласился отдать свои деньги; мир потребительских и продовольственных товаров уже превратился во Вселенную – новые товары в мире появляются ежедневно.

Ассортиментный минимум – перечень товарных позиций, которые должны присутствовать в конкретном магазине (или во всех магазинах сети) в любой период времени независимо от сезона. Это – ядро ассортимента, его основа.

В-четвёртых: как бы ни было трудно, но нам нужно постоянно укреплять и расширять свою производственную базу, развивать все отрасли нашей потребкооперации, использовать те механизмы, которые, как я сказал выше, наработаны годами, чтобы достичь твёрдой финансовой устойчивости, самим обоснованно принимать управленческие решения. Одним словом, идти в ногу со временем.

И, наконец, в-пятых: потребительская кооперация – некоммерческая организация. Её главная цель – удовлетворение пайщиков и населения. К этому мы и должны стремиться всеми силами и средствами. Вот такая философская раскладка.

И как итог всему сказанному: Викуловское райпо ни просроченной задолженности по зарплате, ни по налогам, а также кредиторской задолженности – не имеет. В целом предприятие является финансово-устойчивым, абсолютно-ликвидным, платёжеспособным. И, думаю, что наш дружный коллектив достойно встретит свой профессиональный юбилей – 180-летие Российской кооперации, который будет отмечаться в июле нынешнего года.

Беседовал А. БЕРЕЗИН

На снимках: коллективы магазинов №3 и "Хозтовары"

Фото Т.СУХОВОЙ

Теги: Тема дня

Другие материалы по тегу "Тема дня"