С музыкой по жизни.
Судьба Анастасии Данильченко – это длинная история женщины, труженицы, у которой музыка в сердце с детства поселилась. Родители Анастасии Александровны – мать Марфа, которая из Смоленской области …
Судьба Анастасии Данильченко – это длинная история женщины, труженицы, у которой музыка в сердце с детства поселилась.
Родители Анастасии Александровны – мать Марфа, которая из Смоленской области переехала в Рябово, хрупкая и милая женщина, и отец Александр – Чебаклейский чалдон, сильный, боевой мужчина. Именно благодаря своей смелости завоевал сердце Марфы Александр. Настасья родилась вторым ребёнком в семье, между сестрой Любой и братом Гришей. С самого детства, когда отец брал на руки маленькую Тасю, он говорил: "Это мой гармонист растёт!".
Музыка в семье Видиных играла очень важную роль. Отец играл на аккордеоне, и дети, видя это, слушая звуки, с самого рождения привыкали к музыкальной атмосфере. Жизнь летела, дети подрастали, и, конечно, у них появлялись свои мечты. Люба хотела гитару, Настя балалайку, а Гриша -- баян.
В 1940 году мать сдала корову, и на семейном совете решили купить то, о чём мечтали дети. Отец работал в кузнице. Летом ребятишки ходили в поле и собирали колосья. Вечером собирались в семейном кругу, и отец играл на гармони. Тася ходила к соседу Вальке учиться играть на гармошке, балалайке. Он ей говорил: "Нарисуй на бумаге клавиши и представляй, что это кнопочки на гармошке. Вот и учи нотки".
Тася терпеливо училась и быстро схватывала знания, которые давал ей сосед. В 1941 году началась война, забрали на фронт отца, и самая любимая дочка Тася долго со слезами бежала за телегой, в которой увозили многих из села мужчин. По полю за девочкой бежала двоюродная сестра, кое-как привела её домой. Учитель уговорил не переживать и не плакать, но она как чувствовала, что проводила отца в последний путь, и видела живого в последний раз: в 1942 году пришла с фронта похоронка, и то, чего больше всего боялась Настя, сбылось. Со временем Анастасия научилась играть на балалайке, аккордеоне, гармони. Вечерами приходила в гости бабушка и просила поиграть на балалайке. Когда Тася начинала играть, старушка пускалась в пляс!
В 1948 году Настя окончила 8 классов, и за ней из Тюмени приехала тётя, чтобы забрать на дальнейшее обучение. Оказалась она на фабрично-заводском обучении (ФЗО) от Ишимского мясокомбината. Новеньким дали ножи и отправили в цех – резать гусей. Тася поначалу всего боялась, орудовать ножом было для неё делом неприятным, но жизнь заставила и эту науку освоить.
Где только ни носила судьба Настю, всё ей было интересно, и любая работа давалась легко, какой бы тяжёлой она ни была. В 1967 году друзья позвали на Кубань, в Тимашевск, работать на плодово-ягодном заводе, изготовляли вино. Работа была нелёгкой: собирали ягоды, фрукты, отправляли их на переработку.
Приехал как-то вербовщик из города Таганрога и сказал всем рабочим: "Я начальник цеха измерительной лаборатории, и мне нужны работники!". Для творческого человека, который постоянно ищет что-то новое и познаёт неизвестное, – это было чуть ли не шикарным предложением. Недолго думая, Настя собралась и отправилась в Таганрог, город неподалеку от знаменитого Ростова-на-Дону.
Это был завод имени Сталина, который, как говорили, изготавливал запчасти на трактора. На самом деле изготавливали то, о чём в то время нельзя было говорить никому. Кровью расписывались работники в книге о том, что никогда этой тайны не выдадут тем, кто не работает на заводе. Занимался завод – и теперь это секрета уже не составляет – изготовлением оружия и боеприпасов для военной промышленности. Начальник сразу поставил её учеником контролёра в лабораторию, и Анастасия училась проверять точность изготовления деталей с помощью микроскопа. Через некоторое время получила 6 разряд контролёра. Работники приносили детали, и она проверяла правильно ли они сделаны. Люди тогда заходили к ней в кабинет не без страха, ведь если есть даже маленькая неточность, то вся работа насмарку, и можно остаться без зарплаты. А нашей героине очень нравилась работа. Жила в общежитии, и уже на первую зарплату купила себе любимую гармошку. Ребята в шутку прозвали её Иваном, потому что она играла, сочиняла музыку и на всех вечеринках была заводилой.
Из Таганрога Анастасия Александровна поехала в Ставропольский край, работать на винный завод города Будённовска. Вспоминает, что на этом заводе работать было тяжелее всего. Из земли выкапывали виноградную лозу и пересаживали, окапывали, делали изгороди для кустарников. Чтобы урожай был хорошим, нужно было поливать удобрениями. А когда вырастали ягоды, то, конечно, нужно было их собрать. На улице при этом стояла 35-градусная жара. Привыкнуть к такой погоде можно, лишь если тут родился. Как домой придёшь – сразу плюхаешься в бочку с водой. Сестра и брат жили тут, так что работали вместе. Настя звала их домой на родину, но они предпочли остаться, оставив немало здоровья на этих полях. Платили на такой тяжёлой работе мизерную заработную плату, и сидеть на месте она не видела смысла. До боли хотелось домой на родину, а для этого нужно было денег заработать, вот и уехала она в Ростов-на-Дону. Там сразу нашла работу по душе на шарикоподшипниковом заводе – шлифовщицей. В три смены приходилось работать, некогда было порой спать. Детали нужно было обточить и отшлифовать. Но ей нравилось намного больше, чем на виноградниках.
Где бы ни носило Анастасию по стране советской, никогда трудностей она не боялась, и любая работа кипела в её руках. После в Северной Осетии довелось на мебельной фабрике потрудиться. Осетины очень ценили русских работников, и поэтому старались именно их брать на фабрику. Успевала подрабатывать ещё и в часовой мастерской. На жизнь другим не жаловалась. Везде было хорошо жить, просто где-то тяжёлей была работа, где-то интересней, а самым любимым занятием всегда оставалась гармонь. Никогда Настя не расставалась со своей верной "подругой".
В 1975 году заболела мама, и Анастасия после долгих странствий вернулась домой, несмотря на то, что в Краснодаре давали квартиру от работы. С матерью завели немаленькое хозяйство: кур, уток, свиней. В 1986 году свела судьба Анастасию с руководителем народного ансамбля: "Пойдём, Анастасия Александровна, к нам в "Вячорки" гармонистом! – пригласила Валентина Дмитриевна Михиенко, встретив её около школы. Конечно, она согласилась, и теперь отдавала себя всецело ансамблю, музыке и гармони. Она была первой и единственной гармонисткой, и вместе прошли они шестнадцать лет. Где только ни были они, какие фестивали ни посещали, а везде занимали почётные места. Как-то выехали на фестиваль народной песни в Тюмень. Как обычно погрузились в свой шикарный автобус и двинулись. По дороге радовались, пели народные песни. В сквере г. Тюмени автобус остановился, участники вышли, и впервые в жизни Анастасия увидела китайцев. Маленькие девушки, увидев "Вячорок", попросили сфотографироваться с ними. Где-то в альбоме какой-то китайской семьи красуется теперь фотография наших земляков. В этом фестивале, кстати, участвовали шведы, голландцы, китайцы, ханты и манси, другие народы. "Вячорки", как всегда, заняли первое место. Ансамбль для Анастасии был вторым домом, здесь она могла выложиться на все сто, открыть свою душу.
Вот уже девять лет, как Анастасия Александровна не входит в состав коллектива "Вячорки". Она бы играла и играла, но ведь надо уступить место молодым голосам, учить их петь, играть. Но, конечно, она всегда рада взять в руки гармонь или аккордеон, а то и балалайку, да сыграть частушку, песню и самой спеть! В этой женщине, которой 3 января 2011 года исполнилось 80 лет, столько энергии, что хватит на толпу современной молодежи! Молодёжи, которая забыла, что такое гармонь, заменив её электронным "умц-тыц-умц". Когда слушаешь живую музыку, дрожь по телу пробегает, ведь мы же русские люди и должны любить народную песню! Нам так не хватает тружеников с музыкальной душой! Живите до ста лет и больше, дорогая Анастасия Александровна!
С. ЛАПТЕВА
На снимке: А. А. Данильченко
Фото автора