"Мама, не жди больше Ваню…"

Жительницу села Нововяткино Татьяну Алексеевну Агапову часто можно увидеть в Свято-Троицком храме. Она исправно посещает воскресные службы и помогает там по хозяйственной части: то нужно поучаствовать в уборке помещения, то на участке прибрать. В райцентр ездит за тридцать с лишним километров, туда и обратно – на рейсовом автобусе. А ведь не каждый викуловчанин, живущий на месте, добровольно предложит свою помощь и придёт.

Пример жизнелюбия и стойкости                                               

   С этой женщиной мы знакомы давно. Она позитивная, непосредственная, открытая и чуткая к чужой боли. Всегда поздоровается, улыбнётся, расспросит, сама что-нибудь интересное расскажет. Общаться с Татьяной Алексеевной приходится часто, потому что она уже четырнадцать лет возглавляет Нововяткинскую ветеранскую организацию. А это первичное отделение живёт насыщенной жизнью: они и субботники на территории села устраивают, и кладбище чистят, и оформляют Книги памяти, и могилы ветеранов Великой Отечественной войны разыскивают, чтобы поставить на них памятники, возрождая незаслуженно забытые имена… Всего и не расскажешь. И Татьяна – главная затейница таких мероприятий.

   Эта женщина вдохновляет своим примером: не каждый человек, которому за шестьдесят пять лет, сможет вести такой активный образ жизни и заряжать остальных своей энергией. Такой она была и раньше. В молодости много трудилась, вырастила шестерых детей! Двадцать лет работала поваром в детском садике, десять – поваром в отделении ООО "Радиус-агро". И будучи на пенсии, несколько лет трудилась техничкой – не могла сидеть без дела.

   Но в прошлом году в дверь Татьяны Алексеевны постучалась беда. Да какая! Есть ли горе для матери сильнее, чем потерять и похоронить своего родного ребёнка? Я думаю, что нет. И как непривычно теперь видеть в её - всегда таких задорных и искрящихся - глазах глубокую печаль: такую, которую уже ничем не заглушить…

   Сын Татьяны – участник специальной военной операции по защите Донбасса Иван Агапов -- погиб в августе прошлого года при выполнении боевого задания. Чтобы сохранить память о воине, мы пригласили Татьяну Алексеевну к нам в редакцию. Она искала в себе силы, чтобы прийти и рассказать о нём, и нашла. А я искала слова, чтобы её как-то подбодрить, да только в такой ситуации сложно подобрать нужные… Она сидела напротив меня, листала принесённые с собой семейные альбомы, смахивая слёзы, набегающие на глаза одна за другой. Вот чёрно-белая фотография, где Ваня пошёл в первый класс и стоит, такой жизнерадостный, рядом со своей первой учительницей; вот он с друзьями у речки – загорелый, весёлый; вот – сосредоточенный: пробует стрелять из настоящего ружья на военных сборах… В школьный период жизни Иван был активным подростком, любил спорт.

   - Не обращайте внимания, - как бы оправдываясь за то, что расчувствовалась, говорит мне многодетная мать. – Эти слёзы будут теперь всю жизнь, пока мои глаза не закроются. Я ведь когда рожала своих мальчишек, почему-то даже не думала, что однажды мне кого-то из них придётся на фронт провожать. У меня родной дед воевал – Иван Алексеевич Беляев. Он был стрелком на Великой Отечественной, сражался под Ленинградом. После тяжёлого ранения вернулся домой и работал секретарём Ружанского горсовета. В честь него я и Ваню своего назвала. И, наверное, что-то передалось ему храброе от прадеда. В детстве у моего сына были проблемы со здоровьем, и перед армией ему написали в документах: "ограниченно годен к военной службе". А он мне с малых лет говорил, что хочет служить! Ходил на секции, ездил на районные соревнования по волейболу и баскетболу, посещал военный класс "Ратибор", на сборы военизированных групп ездил в город Ишим… Служить в армии – это была его мечта. А ему говорят: "Вряд ли возьмут тебя". Он так переживал! Один из докторов посоветовал нам съездить в Тюмень и ещё раз пройти комиссию. Ваня меня упросил, и мы поехали. В итоге он такой счастливый вышел из кабинета врача и мне радостно сообщил: "Мама! Меня берут в армию! Написали, что годен"…

 

                                            Боевой путь солдата

   Нововяткинскую среднюю школу Иван Агапов окончил в 2006 году. Параллельно выучился на тракториста. Потом в Сорокинском профессиональном училище получил профессию механика-водителя и пополнил ряды Вооружённых сил. Направили его в Калугу. Служил в мотострелковых войсках в должности стрелка. По возвращении на малую родину в 2009 году трудоустроился в нововяткинское отделение "Радиус-агро", где работал трактористом и комбайнёром. В последнее время ездил на Север - вахтовым методом.

   - Когда в сентябре двадцать второго года объявили частичную мобилизацию, я находилась в Тобольске, -- вспоминает Татьяна Алексеевна. – Мы ездили туда с нашими пенсионерами на экскурсию. И там, под сводами древних храмов, я узнаю эту новость. А 12 октября мобилизовали моего сына. В этот день я с односельчанкой гуляла по лесу, калину собирали. Есть у нас такое место за деревней – Перемена, почему-то его так называют. В этом лесочке красиво так, я там выросла, можно сказать, и дети мои тоже. Раздаётся звонок. Ваня говорит мне в трубку: "Мама, где мои документы? Срочно нужны!" Я сначала подумала, что его на работу раньше вызвали. А он объяснил мне спокойно так, что нет, не на работу, а на фронт ему надо. Я растерялась от неожиданности. Пришла домой, плачу, стала собирать ему вещи. Носки, какие были на зиму навязаны, в сумку положила. А на утро за ним и ещё двумя нововяткинскими парнями – моим племянником Максимом Беляевым и Владом Подкорытовым -- подъехала машина из администрации. Ваня всегда меня жалел – и в детстве, и во взрослой жизни. Уходя, обещал, что обязательно возвратится, успокаивал меня. Дома сказал: "Я вернусь", и потом ещё раз, когда в машину садился…

   Иван и действительно вернулся - через два месяца его отправили в отпуск на десять дней. В феврале 2023 года приехал домой ещё раз – по ранению. Находился на долечивании у хирурга в отделении Викуловской районной больницы. На передовой он служил гранатомётчиком штурмовой роты. Выполнял боевые задачи в Луганске, Мариуполе, Донецке. Дома особо ничего не рассказывал, говорил, что близким ни к чему вникать в подробности его службы. В августе 2024-го Ивана отправили на задание. Он заранее предупредил родных, что звонить теперь не сможет долго. Но мама ждала звонка каждый день, каждый час. Время от постоянного ожидания тянулось долго-долго.

   - Я уже стала бояться звонков, -- делится Татьяна Алексеевна. – Надеялась до последнего, что сынок вернётся с задания. В сентябре моя дочь Таня позвонила мне и сказала: "Мама, не жди больше Ваню". Оказалось, что ей позвонил Ванин боевой товарищ и сообщил, что в тот августовский день в пять утра их группа находилась на задании. Начался обстрел. Они побежали, Ваня был последним. Его откинуло на поле волной от разорвавшегося снаряда, ранило в ногу. Друг пытался вытащить его, но они заметили дроны, и Ваня крикнул ему: "Беги!" Потом раздался ещё взрыв… Таня дословно передала мне слова сослуживца. Так я узнала, что мой сын погиб.                                                  

   Не высказать словами ту боль, которую пережила Татьяна Алексеевна… Теперь у неё осталось пятеро детей. Старший сын Николай живёт в Нововяткино и трудится водителем, у него один ребёнок. Дочь Татьяна живёт в Викулово, работает санитаркой в хирургическом отделении больницы, у неё тоже один ребёнок. В этом же населённом пункте обосновался сын Василий, по профессии он водитель. У него двое родных детей и двое – супруги, которых вырастил как своих. Дочь Светлана вышла замуж, уехала жить в Екатеринбург. Сын Вячеслав работает на заводе в посёлке Винзили. Всего у Татьяны шестеро внучат и одна правнучка Варя, которой в марте будет годик.

   Погибший Иван в семье Агаповых был четвёртым ребёнком. Он родился 18 марта 1987 года. По характеру – смелый, работящий. Мама рассказывает, что он никакой крестьянской работы не боялся: и воду носил, и сено косил скоту, и навоз убирал, а когда в 2010 году умер от болезни отец, стал и вовсе всю работу делать по дому. Постоянная готовность к помощи и выручке была его основной чертой. Не стало Ивана 27 августа 2024 года, в Донецкой народной республике, Марьинском районе, селе Водяново. Обзавестись своей семьёй он не успел. Похоронили бойца 2 ноября на малой родине со всеми воинскими почестями. Он, как и много лет назад его прадедушка-фронтовик, не остался в стороне и исполнил воинский долг.

   Наша задача сегодня – всегда помнить о тех, кто отдал жизнь, служа Отечеству. 14 августа 2025 года, через год после гибели Ивана, у Мемориала Славы в Викулово появился новый памятник. Он посвящён погибшим участникам специальной военной операции. Почтить память воинов в тот день собрались родственники солдат и жители района. Со словами благодарности павшим выступили руководство нашего округа, военный комиссар и настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Владимир Сергеев, у которого на спецоперации тоже погиб старший сын - Роман.

   2025 год был объявлен в России Годом защитника Отечества и героев. История пишется здесь и сейчас. И перед этим памятником всегда будут лежать цветы, а люди, подходя, будут склонять головы перед светлой памятью всех, кто пожертвовал жизнью во имя Родины – не только в Великую Отечественную войну, Афганскую и Чеченскую, но и во время боевых действий на Донбассе.

 

                                            "Вера помогает мне жить"

   После похорон прошло чуть больше года. Социальную активность Татьяна Алексеевна старается не снижать. Наоборот, она помогает ей отвлечься от горьких дум.

   Татьяна - ещё и серебряный волонтёр. Так называют людей пенсионного возраста, которые регулярно занимаются добровольческой деятельностью, участвуют в общественной жизни села. Сейчас Татьяна Агапова и её команда работают над созданием Книги памяти, в которой ведут "учёт" нововяткинских парней, служивших в Чечне и Афганистане – не только погибших, но и ныне живущих. Такие Книги они уже создали по ветеранам Великой Отечественной войны, теперь собирают информацию о тружениках тыла. В проекте – Книга о земляках -- участниках специальной военной операции. В Год героев ветеранским активом была проделана колоссальная, скрупулёзная работа! И теперь оформленные ими Книги хранятся в здании Нововяткинской администрации. Из них будущие поколения узнают о храбрых наших солдатах и тружениках, и даже через много-много лет отыщут в массивных папках родные имена и фамилии.

   Не оставляют без внимания здесь и календарные праздники. Во время нашей беседы актив готовился к проведению Дня матери.

   - Соберу своих, подарочки небольшие вручу, чаю попьём, - мечтательно и с улыбкой говорит мне председатель первички.

   Ветеранская организация – её отдушина. В мае нововяткинцы заняли первое место в конкурсе годовых отчётов городских и районных ветеранских организаций области за 2024 год, и Татьяна в составе викуловской делегации ездила в областную столицу. В торжественной обстановке первичному отделению вручили Почётную грамоту и поблагодарили за такой важный и нужный труд по сохранению исторической памяти.

   Но главное, что помогает Татьяне Агаповой держаться после случившегося и находить в себе силы жить дальше, – вера. Наша православная вера. Она считает, что азы веры в Бога она переняла от своей родной бабушки Ирины Арсентьевны Беляевой, у которой жила лет до пяти. Бабушка была настоящей верующей. Она пережила войну и большой страх. Их семья была зажиточной, проживала в деревне Погост Смоленской области, которую оккупировали немецкие солдаты. Когда немцы вошли в деревню, местные им сказали, чтоб шли на постой к Беляевым, раз у тех большой дом. Навстречу им вышла старенькая бабушка, и – вопреки ожиданиям солдат - закрыла перед ними ворота, не пустила их. Те рассердились, всё равно вошли, велели всем жильцам выйти из дома. Были в нём ещё три снохи деда Татьяны Алексеевны и их дети. Они расстреляли непокорную старушку на глазах родственников и потом сожгли деревню. Одной из тех трёх снох и была Ирина Арсентьевна. Случившееся в тот день навсегда изменило её жизнь. Она считала, что все остальные члены семьи чудом выжили, ведь разозлившиеся фашисты могли расстрелять и сжечь всех, кто был в тот момент в доме.

   После войны семья Беляевых переехала в Казахстан. Когда Татьяна была маленькой, оттуда они перебрались в Викуловский район, где потомки и живут по сей день.

   - В советское время там, где мы жили, церкви не было, но бабушка молилась дома, соблюдала все посты, -- рассказывает Татьяна Агапова про Ирину Арсентьевну. – "Война, голод, и так есть нечего, а она ещё посты держит", -- говорил про неё мой отец. Вот и я по примеру бабушки всю жизнь верю в Бога. Когда училась в Ишимском техникуме, часто бывала в городском храме. Не то чтобы постоянно ходила, но как появлялось желание и возможность – сразу шла. А ведь в жизни как бывает – вот случается у нас что-то плохое, и мы тогда только к Богу идём. Пятнадцать лет назад сильно заболел мой муж Владимир, и тогда я стала ходить в церковь постоянно, возила ему оттуда святую воду. Он умер…  Но в храм я ходить не перестала. Признаюсь, когда ещё и Ваня погиб, поначалу думала: наверное, я плохо молилась Богу, плохо просила о помощи. А потом мне один знакомый человек сказал, что ведь и у священников дети погибают на фронте, уж они-то молятся по всем правилам. И я тогда поняла, что всё так непостижимо для нас в этом мире, и, возможно, мой сын Богу оказался нужнее. Ваня был верующий, как и я. Помню, как он в детстве просил покрестить его… Недавно гостила у двоюродной сестры Аллы в Московской области, побывала во многих монастырях: Лужецком, Болдинском, Колоцком… Там такая благодать чувствуется! Не знаю, как бы я без веры справилась со своим горем…

   Иногда люди думают: вот, человек ходит в церковь, Богу молится, значит, все беды должны его миновать. Только от них никто не застрахован! Некоторые прихожане после череды проблем перестают верить. Но для Татьяны Агаповой вера – это святое. Храм – как второй дом. Когда она приходит туда, ей кажется, будто становится ближе к сыночку, что он где-то рядом с ней в этот момент. И оттого на душе легче. Старается делать как можно больше добрых дел для людей. Знает: её сын погиб за правое дело, за честь, за Родину, и неустанно молится об упокоении его души. Такое оно, безгранично любящее и беспокойное материнское сердце…

Фото из архива Татьяны Агаповой и автора

Другие материалы по тегу "нельзя забыть"