Суровая юность
Давно закончилась Великая Отечественная война. Нынешнее поколение узнаёт о той войне из книг, кинофильмов, Интернета. Но мы, дети и внуки фронтовиков, слышали о войне от участников тех событий.
Давно закончилась Великая Отечественная война. Нынешнее поколение узнаёт о той войне из книг, кинофильмов, Интернета. Но мы, дети и внуки фронтовиков, слышали о войне от участников тех событий.
Тяжело было на фронте, но и не легко в тылу. Голодали, работали не покладая рук старики, женщины, подростки. Моей маме Квашниной (Лозиновой) Екатерине не было ещё и шестнадцати лет, когда началась война. Многие мужчины деревни Ново-Щетниково ушли на фронт, в том числе и мой дед Лозинов Александр Семёнович. Катя, наравне со всеми, работала в поле: косила, выкашивая по пятьдесят соток, скирдовала сено. Когда началась уборка, её отрядили принимать зерно на току. В конце августа 1941 года вместе с такой же девчонкой отправили везти зерно в Викулово. Старшей была женщина лет тридцати – Агафья. Поехали к деревне Слякишина к броду через Ишим. Этот путь был короче. Надо было подниматься в гору. А быки остановились, воз был тяжёлым. Тогда Агафья распрягла быков, перенесла мешки на гору, затащила телегу, села и заплакала.
В конце сентября ушёл на фронт деревенский продавец, и на сходе жители решили, что Катя будет торговать в дом-лавке. Она умела считать на счётах. Днём она работала в колхозе, а вечером торговала керосином, солью, сахаром, спичками, гвоздями. До каждой торговой точки доводился план по сбору паевых взносов, яиц, мяса птицы. Всё это мама тащила в вёдрах на коромысле в Викулово, а это 10 километров.
В декабре 1942 года маме исполнилось 17 лет, и в начале 1943 года её и Тоню Щетникову отправили на лесозаготовки в Тевризский район. Решительную девушку назначили бригадиром. Пилили лес "разлукой" -- так называлась ручная пила, кряжевали, вытаскивали брёвна на дорогу. В конце марта их отпустили домой. Денег, конечно, никаких не было. Дали на дорогу немного продуктов. Домой шли пешком. В деревнях просились на ночлег в избы. За это пряли… Когда зашли на территорию района, стали искать родственников, знакомых, чтобы покормили и переночевать. Лапти на ногах развалились, и от села Калинино до дома шли босиком, а это километров 15. Было начало апреля. Мама рассказывала: "Выйдем на пригорок, погреем ноги на солнышке – и опять вперёд". Поэтому в пожилом возрасте у неё сильно болели ноги.
Весной, когда разливался Ишим и приходили баржи, молодых девчат отправляли в заготзерно грузить их. По сходням они таскали пятидесятикилограммовые мешки пшеницы в трюмы.
В 1943 году мама собрала 6700 рублей паевых взносов, это приличная сумма. Смышлёную девчонку заметили в районе и в 1944 году перевели торговать в Викулово. Многие в районе знали приветливую женщину – продавца сельмага, а потом универмага. Несмотря на то, что у неё было начальное образование, в 1956 году она была награждена значком "Отличник советской торговли".
С 1 января 1981 года мама ушла на пенсию, проработав в Викуловском райпотребсоюзе более 39 лет.