Рассказы-были

Иван Прокопьевич Серебряков много лет сотрудничает с нашей газетой и рассказывает о прошлом. Интересные рассказы-были у него получаются. С радостью делимся ими с нашими читателями.
Каргалинская церковь
Не могу точно вспомнить, но мой дед из Ташаира Василий Степанович Серебряков служил в Каргалинской церкви, и при уходе в мир иной был похоронен на общественном кладбище в Каргалах. Со своим сродным братом Вадимом Субботиным мы лазили на церковь ловить голубей. Об этом я писал в газете --"Ловля голубей".
Прочитал книгу "Соль земли" (про церкви нашего района и не только – авт.) Лев Прохорович Потапов был очень хорошим батюшкой. Меня в Каргалинской церкви крестил. За неимением прихожанина стал моим крёстным отцом. Всех моих братьев крестили в Каргалинской церкви. Василий Степанович Серебряков из Ташаира выдал свою дочь Арину Васильевну за сына служащего Рябовской церкви Михаила Георгиевича Подкорытова (позднее – участника войны и орловско-курского сражения, бригадира танкового отряда боевых сражений). Я видел дядю Михаила при возвращении из госпиталя, навещавшего со своей женой Ариной Васильевной тёщу Надежду Прокопьевну, в 1944 году. Арина Васильевна и Михаил Георгиевич венчались в Рябовской церкви. Их сын Коля тоже был крещён в ней.
Ордена и медали Подкорытова Михаила Георгиевича находятся в Викуловском музее (их сдала в музей Гришина Галина Степановна).
Исчезновение Лёни
Со мной учился в школе в 10 классе Лёня Мухин. Однажды, вскоре после Нового года, я сидел за партой, он подошёл ко мне со слезами. "Не хочу уезжать из Викулово. Хочу закончить эту школу". Но всё вышло не по его. Лёню увезли в какой-то детский дом.
Из детских бесед с соседом, заядлым охотником и рыбаком, узнал. Здесь, на территории лесного пространства, на охоте случайно близорукий охотник вместо лося застрелил охотника, которым оказался отец Лёни Мухина. Во время охоты были охотники-гонщики и охотники, стоящие "на стрёме" в ожидании лося. Был сильный туман.
В одной из тюменских передач услышал фамилию Лёни Мухина, что он работает руководителем одного из северных районов. Мой ум решил, что это и есть наш одноклассник Лёня Мухин.
В хороводе у цыган
При окончании Ишимского института брат пригласил меня в Пятигорск. Поезд шёл из Свердловска (теперь Екатеринбург). Ожидая прихода поезда, решил рассмотреть одну из улиц города. Меня мгновенно окружили 15 девушек-цыганок и стали на своём языке петь песни, взявшись друг с другом за руки. Стоя у них в кругу, я похвалил их. "Все вы красивые, но кому я нужен – бедный студент?" Две девушки распустили руки. В этот просвет я прошмыгнул на железнодорожный вокзал.
Ловля рыбы (утоп)
После окончания работы предложил мне зять половить рыбу на Ишиме (в Бобрах). Он считал, что на середине глубоко, сам с сетью пошёл туда, а мне отвёл место у берега. На середине Ишима оказалось неглубоко. Заметив щуку, своим концом сети он замотал её. Посмотрел на берег, а меня нет. Утоп – было у него в голове. Я, почувствовав ногой глубину, вдохнул побольше воздуха и прямо по дну пошёл. Когда зять подошёл, я вышел с сетью из глубины. В сети было много рыбы. Чуть не с ведро было чебаков. Вот так утоп, по его мысли. Он поймал одну щуку, а я рыбы чуть не с ведро. Вот так утоп!
Редкий случай
Был я ещё пацаном. Пришёл я к дяде. У него в ограде у забора его тесть утку обрабатывает. Подошёл я к нему, он и говорит мне: "Много лет трудился на мельнице. Попутно сетёшку ставил. Попадалось рыбы то на уху, то на жарёху. А тут полались в неё 8 уток". Ничего я деду не сказал. Это был брак моей охоты.
Лежало братово ружьишко, и один патрон. Вздумалось мне на охоту сходить. Привязал собаку на цепь. Взял ружьё, собаку, и пошли мы к реке. Пока отвязывал собаку, недалеко заметил уток, сидящих на берегу. Одна утка поднялась, остальные полетели к реке и попадали в воду. Из ружья я успел сбить одну утку, но и та упала в реку. Трудно было её достать. Хватился, думаю, собака достанет. Моей собаки и след простыл. Нашёл длинную хворостину и ею достал утку.
Больше меня не тянуло на охоту.