Здесь готовят будущих педагогов

Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования в нашей стране. Работа по их созданию и развитию ведётся с 2021 года.

Министерство просвещения России планировало создать в общеобразовательных организациях страны порядка пяти тысяч педагогических классов для подготовки будущих учителей уже со школьной скамьи. В помощь разработало и направило в регионы методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педагогической направленности. Обучение в них идёт в рамках основной образовательной программы, но, помимо элективных курсов по гуманитарным дисциплинам, усиливаются дисциплины основной программы, которые потребуются выпускникам для поступления на педагогические специальности.

   Создание профильных классов содействует решению нескольких задач: способствовать выявлению учеников с педагогической одарённостью для восполнения дефицита профессионально подготовленных учителей в регионах, снизить долю отсева студентов педвузов, закрепить в профессии молодых педагогов в первые три года их работы.

   В Викуловской школе №2 педклассы работают второй год. Занятия психолого-педагогической направленности выбрали школьники, которые хотели бы связать свою дальнейшую жизнь с работой в школе.

   Для ребят учёба в психолого-педагогическом классе – это возможность получить первое представление о педагогической профессии, сформировать отношение к учителю как к профессионалу, сориентироваться в системе ценностей, которая отражает специфику работы учителя. Содержание деятельности в психолого-педагогических классах предполагает развитие профессиональных интересов и самоопределения, соотнесение своих возможностей, особенностей с представлениями о профессии. Курирует психолого-педагогические классы заместитель  директора по воспитательной работе Татьяна Самойлова.

   - Профориентационная работа в нашей школе ведётся непрерывно, -- говорит Татьяна Николаевна. -- В ней задействованы ребята с первого по одиннадцатый класс. Начальную школу охватывает блок "Чем пахнут ремёсла?", а с пятого по одиннадцатый – "Россия и мои горизонты". Программы рассчитаны также и на работу с родителями. Главная их задача: помочь детям с дальнейшим профессиональным выбором. Обучающиеся активно участвуют во всех мероприятиях, видно, что им это интересно.

   Всего по школе в профориентационной работе задействовано 414 детей. Особенно заинтересованы в работе классов психолого-педагогической направленности 10 "б" -- 23 человека и 11 классы -12 человек, ведь эти ребята скоро окончат школу, и им предстоит обучение по профессии. Уже сейчас им предлагается узнать о педагогической профессии побольше, попробовать себя в роли учителей. В сентябре нового учебного года эти старшеклассники помогли педагогам провести традиционное мероприятие для первоклассников "Посвящение в пешеходы". 4 октября они приняли участие в проведении Дня учителя и сами замещали учителей по разным предметам, вели уроки у других ребят. На себе они прочувствовали, насколько это непросто – быть педагогом! Также в педклассах проводят различные занятия, направленные на сплочение коллектива, поддержку дисциплины.

   Один раз в неделю Татьяна Самойлова проводит специальные занятия: "Психология человека" - у 10 класса и "Психология успеха в общении" - у 11-го. Детей морально готовят к предстоящим испытаниям, учат, как преподать себя, пройти собеседование, снизить стресс. Впереди – диагностика, различные тестирования, будут изучать тему "Темперамент", каждый узнает информацию про себя.

   Другие учителя также помогают реализовывать новую программу. Ольга Николаевна Быструшкина преподаёт "Педагогический практикум", Ольга Анатольевна Ломтева ведёт "Социальную психологию".

   - Пока каких-то высоких достижений у наших педклассов нет, но мы развиваемся, участвуем в конкурсах, - говорит Татьяна Самойлова. – Например, в прошлом учебном году участвовали в конкурсе видеороликов "Мой дебют в профессии" и в конкурсе "Педагог – профессия мужская". Также подали заявку на участие в психолого-педагогической Олимпиаде Ушинского "Успех каждого ребёнка".

   Кроме того, в ноябре прошлого года обучающиеся психолого-педагогического класса приняли участие в выездной профильной смене психолого-педагогических классов Тюменской области, которая состоялась в Тюмени. В начале встречи дети были поделены на команды. Распределение организовали так, что дети с одного муниципалитета находились в разных группах. Это способствовало знакомству детей со сверстниками из других территорий, налаживанию контактов, развитию коммуникативных навыков. Группы разошлись по своим мастер-классам по развитию навыков: ситуативная игра "ПРОкафе", "Критическое мышление со стикером в руке", "Эмоциональный интеллект".
   Параллельно, с кураторами психолого-педагогических классов, прошла форсайт сессия "От ученика к учителю". Педагоги в группах работали над определением пути развития и становления будущих педагогов от психолого-педагогического класса до трудоустройства на работу, и дальнейшей адаптации молодого педагога в образовательной организации. Рассмотрели тренды развития, технологии, формы организации работы, особое внимание сконцентрировали на рисках, встречающихся на пути будущего педагога. Дальше подростков ожидала "Педагогическая Кругосветка". Они посетили станции: "Брендинг", "Умные идеи", "Классный классный", "Ораторское мастерство", "Решение конфликтов", "Самопрезентация" и другие. Выездная сессия понравилась и детям, и педагогам, подарила новые знакомства и эмоции.

   Сегодня в педклассах самые активные ребята: Кристина Перминова, Даша Созонова, Диана Будилова и Ксюша Боровикова -- 11 класс. Две школьницы из 10 класса - Вика Зеленцова и Даша Николаева – серьёзно настроены на поступление в педагогические учебные заведения и целенаправленно готовятся к получению будущей профессии.

   Надеемся, что в дальнейшем многие из ребят, которые учатся в профильном классе, пополнят ряды студентов педагогических вузов и колледжей, а потом придут работать в детские сады, школы, организации дополнительного образования. Потому что те, кто рано влюбился в профессию педагога, а потом получил хорошую поддержку на старте, становятся именно такими учителями, которых ученики помнят и благодарят всю жизнь.

Фото из архива Татьяны Самойловой

Другие материалы по тегу "Профориентация"