Развивая изобретательские способности
Анна НАУМОВА
28 мая 2024, 08:00
Отвечая новым вызовам времени и творческим запросам подрастающего поколения, педагоги дополнительного образования не просто учат детей физическим действиям: «лепить», «рисовать», «танцевать», а развивают у них познавательную активность. Это умение проектировать, планировать, изобретать. Вот и перед Викуловским Центром творчества стоит задача – развитие творческого потенциала воспитанников для разных видов деятельности. Мы сегодня расскажем о технической направленности.
Кружок по интересам – необходимое звено воспитания ребёнка, его образования, ранней профессиональной ориентации. Активная работа любого кружка способствует воспитанию трудолюбия детей, расширению их кругозора. Объединения технической направленности всегда были востребованы у ребят, любознательных к различным устройствам и объектам, стремящихся разбираться в их конструкции и работе. Также они способствуют развитию образного мышления и пространственных представлений, интереса к технике, моделированию, новым технологиям. Объединения формируют умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей и учат творчески подходить к решению задачи. Такое направление чаще всего выбирают ребята, которые в будущем, возможно, станут инженерами, строителями или выберут другие технические профессии.
Ведёт техническую направленность в ВЦТ педагог дополнительного образования Вероника Перфилова. Она представлена тремя объединениями: "Юный конструктор", "Ардуино" и "Скрейтч-программирование".
"Юный конструктор" посещают дети с шести до шестнадцати лет. Он рассчитан на три года обучения. Первый год – стартовый уровень, второй – базовый, третий – продвинутый. Сначала дети учатся собирать разные конструкторы: "Лего", "Эдьюкейшен". Это простые конструкторы, без каких-либо механизмов. На втором -- конструкторы предоставляются усложнённые. Здесь ребята не только их собирают, но и учатся программировать, используя датчики движения и наклона, моторы, смартхабы (сердце конструктора). Третий год обучения самый сложный. Увеличивается количество деталей конструктора. В работе используются варианты конструкторов для уже обученных юных техников, с которыми новичок не разберётся. Становится больше различных датчиков управления, предлагается научиться использовать датчик цвета, ультразвуковой датчик. Созданные роботы умеют двигаться по специальному полотну и намеченной траектории, ездить, менять цвет, издавать разные звуки. Но запрограммировать их на эти действия должны сами ребята. Между роботами даже проводят соревнования: чей окажется устойчивее и лучше запрограммирован? В конце последнего года обучения дети защищают собственные проекты, которые написали самостоятельно. Уже есть такие ребята, которые прошли все три ступени: это воспитанники центра Владимир Павловский, Эдуард Соскин, Матвей Плёнкин.
Следующий блок технической направленности – "Ардуино". Это также трёхгодичная программа обучения, которую разработала Вероника Перфилова. В 2019 году она заняла с этой программой второе место в Региональном конкурсе общеобразовательных и общеразвивающих дополнительных программ. Конкурс был с ресурсной поддержкой, и по его итогам Викуловскому Центру творчества подарили оборудование "Матрёшка Z" - пятнадцать наборов, которое и сегодня используется в работе при реализации данной программы.
Arduino – это среда для разработки автоматизированной системы управления устройств, подключённых к аппаратно-вычислительной плате Ардуино-контроллеру. На основании взаимодействия этих важных частей пользователь может создавать и редактировать простые или сложные алгоритмы управления внешними элементами. Это объединение также помогает детям развивать инженерные способности. В процессе освоения программы школьники знакомятся с основами программирования, конструированием управляемых электронных устройств, а также созданием роботехнических аппаратов в рамках проектов.
На стартовом уровне дети изучают теорию, учатся работать с электрическими схемами, приобретать навыки подключения к Ардуино различных технических устройств. Перейдя на базовый уровень, сами создают свои мини-проекты с помощью наборов "Матрёшка Z". На продвинутом уровне школьники работают в микрогруппах, создают масштабные проекты. В конце они защищают свои проекты, демонстрируют созданные модели. Эту программу реализовывали в течение нескольких лет.
- На первом этапе в объединении "Ардуино" мы изучали законы электричества, Ньютона и другие законы физики, делали мини-проекты, - рассказывает Вероника Перфилова. – Например, у нас был проект "Светильник с кнопочным управлением". Также мастерили секундомер, комнатный термометр, метеостанцию. Изучили, что такое сервопривод, конденсатор, транзистор, светодиод, резистор и многие другие понятия. В нынешнем учебном году набирали группу из десяти человек. Второго года обучения в предстоящем году пока не планируется, так как практика показывает, что детям второй этап даётся сложно. В основном трудности возникают из-за того, что язык программирования – английский. Планировалось, что посещать кружок будут ребята из среднего и старшего звена, но они сильно загружены в школе и регулярно приходить после уроков в центр не могут. Возможно, со временем возобновим работу этого кружка.
В следующем учебном году в Центре творчества появится новое объединение "Пилотируем и программируем". Эта программа Вероники Перфиловой также стала победителем в Региональном конкурсе дополнительных программ. Благодаря ресурсной поддержке центр получил дорогостоящее оборудование – программируемые квадрокоптеры. Всего поступило шесть квадрокоптеров, шесть дополнительных батарей для полёта и шесть ремкомплектов. Да, техника ломается, и ремонтируют её сами педагоги. Веронике Валерьевне пришлось разобраться со всеми сложными механизмами и устройствами, чтобы и детей научить управлять ими, и самой уметь устранять неполадки в случае выхода оборудования из строя.
Ещё одно творческое объединение в списке технического арсенала -- "Скрейтч-программирование". Программа рассчитана на один год обучения. Нынче занятия посещали восемь детей от восьми до тринадцати лет. Они создавали на компьютерах мультфильмы, игры, интерактивные открытки, начиная с азов и заканчивая сложными объектами.
Вероника Перфилова по образованию социальный педагог-психолог. В 2019 году дистанционно прошла профессиональную переподготовку по специальности "Педагог дополнительного образования технической направленности" в Московской академии профессиональных компетенций. Она считает, что технические объединения полезны для общего развития детей. На них затрагиваются точные науки, в числе которых математика, информатика, физика, геометрия, что углубляет знания и помогает в учёбе по этим предметам. Если дети, посещающие такие кружки, будут и дальше развивать свои умения и навыки в этих областях, из них в будущем получатся подготовленные технические специалисты.
Фото Татьяны СУХОВОЙ
Другие материалы по тегу "в мире техники"
-
Отвечая новым вызовам времени и творческим запросам подрастающего поколения, педагоги дополнительного образования не просто учат детей физическим действиям: «лепить», «рисовать», «танцевать», а развивают у них познавательную активность. Это умение проектировать, планировать, изобретать. Вот и перед Викуловским Центром творчества стоит задача – развитие творческого потенциала воспитанников для разных видов деятельности. Мы сегодня расскажем о технической направленности.
Анна НАУМОВА
28.05.2024, 08:00
Читать далее