Салтыковский рижанин

Не нами придумано и не нами сказано, что наша викуловская земля богата талантливыми людьми. Это истина, утверждённая историей. Поэтому не боюсь повторить: есть у нас и Герои Советского Союза, и Герои Социалистического Труда, и Герои России. Есть знатные врачи, педагоги, лётчики, моряки, чекисты, хлеборобы, спортсмены… Мы помним их и чтим.

Есть среди выдающихся викуловчан и ещё одна личность, малоизвестная нынешнему поколению, но очень заметная в прошлом столетии, особенно – в политических кругах бывшего СССР. И не только. Его имя было знакомо всему миру. Это – Восс Август Эдуардович, I секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Латвии, советский политический деятель. Представить себе трудно такую значимость, но это – факт.

  Родился Август (на латышском – Огюст) 30 октября 1916 года в деревне Салтыково (в шести верстах от с.Базарихи Коточиговской сельадминистрации) в семье крестьян-переселенцев из Прибалтики. Сначала это была даже не деревня, а несколько хуторов, избушек, разбросанных по округе. Жили в них люди разных национальностей: латыши, немцы, литовцы, эстонцы, о чём говорят и их фамилии – Кельт, Шлюнских, Пяслане, Краав, Блауман, Шрейнер и др. Занимались овцеводством, разведением крупного рогатого скота. Здесь прошло босоногое детство Августа Восса, первые годы юности. Летом вместе со сверстниками помогали взрослым: пасли гусей, овец и коров, косили сено, заготавливали дрова, благо, деревушку окружали сплошные берёзовые леса. А зимой – школа. Учиться Август начал в с.Озерное, а среднее образование получил в Викулово, в 1933 году. Это был первый выпуск Викуловской средней школы. Учился Восс отлично, поэтому в составе других примерных выпускников был рекомендован РОНО учителем начальных классов в д.Знаменщики, а спустя два года он уже преподавал математику в Викуловской средней школе. Затем – Тюменский учительский институт, по окончании – направление в с. Армизон. Отсюда,  в 1940 году, был призван в ряды Красной армии.

  Во время Великой Отечественной войны находился на политической работе в действующих войсках. Лейтенант, политрук, дважды был ранен и контужен; награждён двумя орденами Отечественной войны I степени.

  Вернулся фронтовик в Викулово в начале 1945 года после очередного ранения. Некоторое время работал в родной школе, даже возглавлял её коллектив.

  Его политическая карьера началась в том же 1945 году. Помог случай. Коммунист, фронтовик, человек с высшим образованием, он был утверждён инструктором ЦК КПСС Латвии. После – учёба в Высшей Партийной школе при ЦК КПСС и новая должность по месту работы – заведующий сектором науки и ВУЗов Латвии. В 1950-53 годах снова учёба – аспирантура Академии общественных наук при ЦК КПСС (присвоено звание – кандидат экономических наук). Следующие должности: заведующий отделом партийных органов ЦК Латвии. В 1960 году Августа Восса избрали секретарём ЦК КП Латвии, а с 15 апреля 1966 года по 14 апреля 1984 – он бессменно возглавлял Центральный Комитет Компартии Латвии. Но на этом его послужной список не заканчивается: с октября 1984 года по май 1989 года Август Эдуардович являлся Председателем Совета Национальностей Верховного Совета СССР, Членом ЦК КПСС (1971-1990 годы), советский политический деятель, персональный пенсионер союзного значения последние годы своей жизни жил и работал в Москве. Здесь, 10 февраля 1994 года, и умер. Похоронен на Троекуровском кладбище, рядом с супругой Тамарой Михайловной.

  Добавим, что к боевым наградам Августа Восса за время его политической деятельности добавились четыре ордена Трудового Красного Знамени (характерно, что первым он был награждён летом 1950 года), орден Октябрьской революции и четыре ордена Ленина.

  …На своём жизненном пути мне приходилось дважды встречаться с Августом Эдуардовичем. Впервые, что называется "в живую", я увидел его в апреле 1967 года. Тогда мы с другом возвращались из школы (учились в с.Коточиги), и возле дома, где проживала семья Егора Шрейнера, увидели две "ненашенских" машины и несколько человек в костюмах и галстуках. Мы, конечно, немного растерялись – не каждый день увидишь такую картину в деревне, свернули, было, в сторону, но нас окликнули: звал наш дружок, Юра Шрейнер. Взял нас за руки и подвёл к незнакомцам (здесь же находилось и с десяток коточиговцев), которые приветливо нам улыбались, поглаживали по головам. А один высокий, плечистый распорядился, чтобы нас угостили конфетами, которых нам насовали полные карманы, да вдобавок вручили несколько бутылок газировки… Потом нам сказали, что это был "самый главный человек" Латвии – Восс.

  Вторая встреча произошла много позже, летом 1980 года, когда я уже работал инструктором орготдела Викуловского райкома КПСС. Восс прилетел из Тюмени, вертолётом. Некоторое время первый секретарь ЦК КПСС Латвии общался с руководством района, а после полудня, на подошедших из областного центра машинах, отправился на свою малую родину. В качестве сопровождающих гостей были направлены Иван Чирков – секретарь райисполкома, Виктор Прокопьев – инструктор отдела пропаганды райкома КПСС и я. Добрались до деревушки без всяких приключений. Правда, Август Эдуардович несколько раз просил водителя остановиться – в Коточигах, у свёртка на д.Анценск, у Базарихиского кладбища, на Волгинском увале, что-то показывал, о чём-то рассказывал своим помощникам.

  По приезде в Салтыково машины припарковали на окраине, и Восс один, без охранников, направился в деревню по длинной улице. Не было его около получаса (мы наблюдали за ним со стороны), встречался с разными жителями, разговаривал, обнимался, гладил собак, подбежавших с хозяевами… Вернувшись, попросил помощников раздать землякам подарки из машин – какие-то коробки, пакеты, свёртки… У всех глаза были "на мокром месте", прослезился и сам гость, то ли от радости, то ли от грусти. В ту пору ему шёл 64-й год.

  Вот таким был наш салтыковский рижанин: простым, добрым, приветливым, возводившим простого человека в ранг всеобщего преклонения.

  Говорят, что Август Эдуардович ещё раз приезжал в Салтыково,  в начале 90-х, когда проживал уже в Москве, якобы, вместе с сыном Владимиром. Может, оно и так, приезжал земляк навсегда попрощаться со своим детством и сторонкой родной, которая дала ему путь в большое будущее, но, к сожалению, подтвердить это сегодня некому.