Не пыль на ветру
28 августа 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". На депортацию немецкого народа, проживающего в Поволжье с 18 века, понадобилось …
28 августа 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". На депортацию немецкого народа, проживающего в Поволжье с 18 века, понадобилось около месяца. Несколько десятков тысяч человек было расселено по районам Тюменской области.
В нашу местность прибыли переселенцы из Саратовской области. Они жили и работали в Калинино, на Калининском маслозаводе и других местах. Это были семьи Фаренбрух, Гофферберг, Вальтер, Диттер, Гетман, Лапп, Бауэр, Кислер, Амент, Вагнер, Урих и другие.
Немецкую молодёжь 16-18 лет сразу же после приезда отправили работать на заводы, шахты, фабрики на север. Через несколько лет их возвращали на место выселения. В нашем Калининском музее хранятся некоторые материалы о том времени, есть автобиографии наших жителей.
О своей нелёгкой судьбе мне рассказала Бабушкина Любовь Ивановна (Диттер Шарлотта Иоганесовна) – уроженка д. Франк Саратовской области.
Родилась она 17 августа 1930 г. в обычной крестьянской семье. Мама умерла, когда Любе (в семье её звали "Лют") было 3 года, старшей сестре Амалии – 11 лет. Отец женился снова на женщине с 2 детьми, потом у них родился ещё сын. И отец, и мачеха работали, Любу в восьмилетнем возрасте на год отдали в няньки.
Когда началась война, в августе 1941 года всех немцев стали переселять. Любовь Ивановна вспоминает, как её тётка – Мария-Варвара – подоила коров последний раз, разлила молоко для кошек напоследок во все черепушки, отпустила весь скот. С собой они взяли только самое необходимое.
Повезли переселенцев в вагонах для скота, ехали долго. Люба была с отцом, мачехой и тремя детьми, сестра Амалия ехала с дядей и тётей. Привезли всех в Ишим, оттуда на лошадях отправили в Викулово и Базариху. Дали жильё. Жили на то, с чем приехали, работали в колхозе. Люба со сводной сестрой и мачехой вязали лён, колотили его. Отец сапожничал. Скота своего не было, жили голодно. Местные ребятишки обижали приезжих, обзывали.
Отца Любы вскоре забрали в трудармию (на 5 лет, как оказалось), следом за ним отправили дядю с тётей, которые взяли с собой старших девочек – Амалию и Любу. Позже они узнали, что и мачеху забрали, а трое детей остались одни.
Первым вернулся в Базариху отец, забрал детей и уехал в Бородино. Люба же с родственниками сначала попали в Омск, потом в Тобольск, потом на пароходе до Салехарда. Оттуда ещё дальше плыли на барже и пароходе до д. Нанги. Прожили там больше года, собирали разную ягоду и сдавали в магазин. Потом работали на Буйковском рыбзаводе: дядя с сестрой рыбачили, а Люба с тёткой чинили и вязали сети. Тяжёлой была эта работа, да и голодно: рыбу брать не разрешали, покупали и ели, в основном, оленину.
Жили в бараках, с одной печкой, поэтому всегда мёрзли. Потом тётя написала отцу, и тот добился для них вызова. Люба со своими приехала на Калининский маслозавод. Приняли разнорабочей, потом Любовь Ивановну перевели на сливкоотделение в Калинино. Амалия работала в маслоцехе, а тётка Варвара сколачивала ящики под масло.
Жить в нашем селе Люба начала с 1948 года, когда вышла замуж за Геннадия Ефимовича Бабушкина, калининского тракториста (на фото). Молодую семью ждало немало испытаний, но они всё выдержали и преодолели. Любовь Ивановна живёт в своём уютном доме, рукодельничает до сих пор всем на удивление, несмотря на 80-летний возраст. Её окружают любовью и заботой любимые дети, 8 внуков и 9 правнуков – благо, что почти все рядом живут.
Н. ИСАКОВА
Фото из домашнего архива