Имена в нашей жизни звучат не случайно

К такому выводу пришла девятиклассница Лиза Селедкова при написании исследовательской работы

  "Имена, имена, имена – в этой жизни звучат не случайно. Как загадочна наша страна, так и имя — загадка и тайна". С Самуилом Яковлевичем Маршаком полностью согласны ученица Викуловской школы №2 Лиза Селедкова и её научный руководитель, учитель искусства и литературы  Лариса Петровна Лазарева.

   Заинтересовавшись темой русских имён, они провели собственное исследование. Так появилась работа для научного форума молодых исследователей "Шаг в будущее" под названием "Имя и его роль в жизни человека. Цветовая тайна имени".

   - Идея эта пришла к нам в прошлом году, -- рассказывает Лариса Лазарева. – Были в Ишиме на Кирилло-Мефодьевских чтениях. Там отец Владимир, настоятель Свято-Троицкого храма, выступал с докладом и затронул тему имён, их метаморфозы. И нам стало интересно: как они происходили в нашем районе? Это мы и проследили.

   Для написания работы Лизе Селедковой пришлось изучить несколько источников. Это и статистические данные, и художественную литературу, и даже дореволюционные метрические книги. В феврале и марте Лиза посещала Викуловский краеведческий музей и читала, анализировала метрики. Для чего? Чтобы понять, какие имена были распространены раньше, какие совсем исчезли из употребления. Лиза полистала метрическую книгу Каргалинской церкви 1841 и 1859 годов и книгу "Каргалы. Церковь, 1890 год".

  "Так же, как и в литературе, имя в реальной жизни, закреплённое за человеком, имеет большое значение, определяет его жизненную суть, -- пишет она в своей работе. -- До конца 19 века в России в вариантах имени особенно не было разнообразия, так как все имена выбирались либо из православных календарей, либо же по преемственному признаку -- имена дедушки, бабушки, родителей".

   Имена, которые давали новорождённым в 19 веке, зачастую соответствуют святцам. То есть, если какой-либо день месяца совпадает с датой памяти мученика, это имя и давала церковь ребёнку. Лиза отметила, что в январе раньше лидировали имена Тимофей, Татиана, в феврале – Агафия, Евдокия, в марте – Алексий, в апреле – Мария и другие.

   Когда я читала метрики, тоже обратила на это внимание. Немало таких примеров можно привести из реальной жизни. Например, мой прадедушка Константин Герасимович родился 6 марта 1914 года. В этот день почитается святой мученик Константин. Так его записали в Никольском храме села Озерного.

   Вообще в метриках встречаются как современные имена, звучащие на новый лад, так и старинные, которые в наше время канули в лету. Где сейчас такие имена, как Трифон, Герасим, Касиан, Зиновия, Феоктист, Пантелеймон, Прокопий, Гликерия? Зато имена Егор, Никита, Матвей, Кирилл, Дарья, Софья в последнее время стали встречаться всё чаще и чаще  и из ряда забытых перешли в повседневные. Многие позже стали записываться по-другому. До революции имя Кузьма прописывалось как Косма, Юлия – Иулия или Иулитта.

   Сочетания имён и отчеств звучали непривычно для нашего современного слуха. Вот конкретные примеры по Озёринской волости. Марфа Егоровна, Лука Данилович, Параскева Андреевна, Стефанида Никифоровна, Никифор Сергеевич, Яков Евдокимович, Агафья Феодуловна, Пелагея Петровна, Леонтий Нефёдович, Фёкла Абрамовна… Но рядом с ними – и привычные для нас сегодня: Павел Дмитриевич, Яков Иванович, Иван Фёдорович, Анна Яковлевна.

   Также в работе Лиза порассуждала на тему имён более древних, которые совсем вышли из употребления. Их давали по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой; по черте характера: Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна; по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец… Известно, что на Руси вплоть до 17-18 веков бытовали имена, напоминающие современные прозвища.

   "Особое разнообразие имён было в 20 веке, на что повлияли революционные события, -- отмечает Лиза Селедкова. -- После Октябрьской революции диктат святцев был поколеблен, а неверующими — полностью отвергнут. Церковь утратила контроль над антропонимической ситуацией, что породило в русском обществе небывалую дотоле имятворческую инициативу".

   Она пишет, что в 1924 году возникло общественное движение "За новые имена". Многие имена-неологизмы были связаны с коммунистической идеологией и революционными преобразованиями, происходившими в стране после Октябрьской революции. Сюда относятся имена Вилен, Нинель, Идея, Октябрина и другие. Однако волна увлечения необычными именами охватила незначительную часть населения страны и довольно быстро прекратилась к концу 1930-х годов.

   Тем не менее  ко многим традиционным именам изменилось отношение как к "старорежимным", "мещанским".  В 1920 — 1930-е годы получила распространение практика смены имён. Смена сопровождалась публикациями объявлений об этом в газетах. Женщины чаще всего отказывались от имён Матрёна, Фёкла, Акулина, Агафья, Евдокия; мужчины — от имён Иван, Кузьма, Степан, Никита, Фома, Афанасий. Взамен выбирались имена Галина, Валентина, Нина, Тамара и Владимир, Николай, Александр, Леонид, Анатолий. И сегодня люди старшего поколения, как правило, бабы Гали, тёти Вали, тёти Лиды, дяди Юры, дяди Аркаши...  Сейчас эти имена тоже не особо популярны.

   С приходом 21 века  имена, связанные с христианскими традициями, утратили свою популярность, на смену им пришли традиционные. Лиза проследила рейтинги имён по России. Лидерами являются Александр, Алина, Полина, Максим, Анастасия, Дарья, Дмитрий, Кирилл, Ксения, Софья, Мария, Анна и другие. То есть общество понемногу возвращается к истокам. Например, имя Дарья, которое в 2015 году заняло девятое место в рейтинге имён, в 1909 году занимало лишь 40 место. Имя Дмитрий, занимавшее 35 место в начале 20 века, вошло в десятку лидеров с конца 80-х годов и держится там до сих пор.

   -- Я часто задумывалась, почему человек наделён тем или иным именем, почему иногда в нашем окружении немало людей с одинаковыми именами и набирают популярность определённые имена, -- говорит Лиза Селедкова. -- Пожалуй, такие мысли посещали каждого. Эти вопросы стали одной из причин написания исследовательской работы "Имя и его роль в жизни человека. Цветовая тайна имени". С  Ларисой Петровной мы нашли ответы на эти и другие вопросы. 

   Кроме того, ученица заинтересовалась термином "цветопись". Он определяет свойство звуков вызывать цветовые образы. Ему посвящён целый раздел её работы. В ходе работы ею был определён  цвет имён одноклассников и создана живописная коллекция образов.

   В этом году из-за отмены массовых мероприятий защитить этот проект не получилось. В дальнейшем Лиза Селедкова и её наставник продолжат работу над ним.

Фото из архива Лизы Селедковой

Другие материалы по тегу "это интересно"