Помочь душе очиститься
Исповедь подталкивает человека взглянуть на жизнь по-новому
Исповедь подталкивает человека взглянуть на жизнь по-новому
В дореволюционной России было заведено правило: перед смертью человек исповедовался. Причём как в городской, так и в сельской местности. Считалось, что после исповеди умирающий быстрее и легче уходил в Вечную жизнь. Чаще всего батюшка сам приходил к больному. Это практиковалось и в наших краях. В метрических книгах, сохранившихся в Викуловском народном краеведческом музее им. А.В. Давыдова, священники обязательно уточняли, успел человек покаяться в своих грехах или нет. После революции понемногу данная традиция ушла из жизни сибирских крестьян. Насколько же важна исповедь сегодня? И страшен ли тот факт, что современные люди не просто реже стали ходить на исповедь, но и не каются перед уходом в иной мир? Или же всё-таки есть такие? Разобраться в этих вопросах помог настоятель Свято-Троицкого храма отец Владимир.
Покаяние или исповедь – это таинство, при котором человек, исповедующий свои грехи священнику, при чтении разрешительной молитвы, получает прощение от Бога. Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. Оно помогает очистить душу, взглянуть на свою жизнь по-новому и может способствовать переоценке ценностей, а также возвращению единения с Богом.
Вопросом о том, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, задаются многие люди, приобщающиеся к церковной жизни.
Для того, чтобы прийти на исповедь, не нужно составлять для себя большой перечень грехов. У каждого человека есть совесть, просто её надо услышать.
Стоит вспомнить, где мы сказали грубое слово или просто кого-то обидели, может быть, осудили на словах или в мыслях, где-то были грубы или нас одолел гнев и раздражение. Для первой исповеди этого будет достаточно, а дальше, с опытом и помощью священника, придёт нужное осознание своих грехов. Главное, привести себя на исповедь, согласиться с тем, что не всегда бываешь прав, что тоже можешь ошибаться.
Священнослужители говорят о том, что исповедоваться важно не только перед смертью, но и в течение всей жизни. Если человек часто исповедуется, он живёт полноценной духовной жизнью, постоянно анализирует свой духовный рост, приближается к Богу. Даже единственная исповедь перед смертью тоже уникальна и велика, но лучше исповедоваться в течение всей жизни как можно чаще. Человек непрерывно должен бороться со своими грехами. Вот что говорит об этом настоятель Викуловского храма отец Владимир:
- Исповедоваться надо начинать ещё в детстве, желательно с семилетнего возраста. Для ребёнка исповедь может быть частой, например, один раз в две недели. Это нужно в воспитательных целях, чтобы ребёнок задавался вопросом, как часто он слушается или не слушается своих родителей, как ведёт себя со сверстниками, какие слова произносит, как учится в школе. Взрослому человеку желательно исповедоваться один раз в месяц или один раз в два месяца, хотя можно и чаще, если есть желание. Важно понимать, что исповедь — это не простое перечисление грехов, а, в первую очередь, работа над своими недостатками, исправление себя. Причём это трудный момент, потому что тяжело бывает человеку признавать свои недостатки или ошибки. В древней церкви была традиция исповеди и причастия перед смертью, которая появилась потому, что ранее на Руси человек в среднем исповедовался один раз в год и, если вдруг случалось, что он тяжело заболел и понятно было, что болезнь приведёт к смерти, то его старались обязательно исповедовать перед его кончиной. Сейчас традиции церковной жизни поменялись, и исповедь стала более частой. Но, тем не менее, даже в наше время, если верующий человек тяжело болен, то к нему обязательно -- или домой, или в больницу -- придёт священник. Ввиду того, что в современное время церковь не ведёт той подробной статистики, которая была ранее (до революции церковь выполняла роль современного ЗАГСа), так как сейчас в этом просто нет необходимости, мы не сможем привести чётких цифр. Но в нашем районе исповедь перед смертью -- это частая просьба многих верующих людей.
Выходит, что давний обычай не утерян на нашей викуловской земле. Просто это Таинство не предаётся огласке. И если в среднем на службу в Свято-Троицкий храм приходят человек семьдесят, то двадцать из них после литургии остаются на исповедь.