Тайна забытого родника

Не выжить православным традициям, если их не поддерживать…

Пролетают годы, уходят от нас старшие поколения. А вместе с ними шагает в небытие местный фольклор, обряды, поговорки, хроника жизни деревень и сёл… Вот и очевидцев событий, о которых пойдёт речь в статье, уже осталось наперечёт. Был когда-то вблизи Рябово почитаемый православными христианами ключ. Его воду считали целебной. Каждый год, на Девятую пятницу, верующие совершали к нему крестный ход. Во времена советской власти родник забросили. Сегодня мало кто помнит об этом намоленном некогда месте. А про то, что из себя представлял сам обряд и про икону с отрубленными "ногами", совсем позабыли.

    Всегда жаль канувшие в Лету русские дореволюционные традиции, которые перестали поддерживать в советский период и не возобновили после перестройки. Но если уж не сохранились сами обычаи, то пусть хотя бы останется память о них…

                             До революции в Рябово дорожили верой

   Это только на первый взгляд кажется, что святые места где-то далеко, не у нас. А на самом деле рядом они тоже есть. Другой вопрос – замечаем мы их или нет, помним ли заветы предков, соблюдаем ли былые традиции. Просто жителям глубинки порой до того "присматривается, приедается" та местность, в которой живут, что они просто перестают видеть необыкновенное в ней. Печальная история произошла и с рябовским родником, из которого много лет брали воду, обладающую лечебными свойствами. Он незаслуженно оказался в числе покинутых и забытых святынь. А ведь это место считалось культовым, с ним были связаны удивительные верования и события. Почему же именно в Рябово появился святой источник? Наверное потому, что до революции здесь жили глубоко верующие люди.

   …Рябово – небольшое селение на реке Малый Ик, расположенное в тридцати пяти  километрах от районного центра Викулово. Известно, что деревня была основана в 1755 году двумя беглыми каторжниками – Рябовым и Валовым. В конце 19 -- начале 20 веков она входила в состав Каргалинской волости Тарского уезда Тобольской губернии. С 1902 года получила статус села. В 1912 году здесь насчитывалось 545 жителей, в 1926 – уже более 700. В центре села стоял однопрестольный храм Петра и Павла. Прихожане возвели его в 1897 году. Не исключается, что новое здание появилось на месте более ранней церкви. В годы революции настоятелем Рябовского прихода был Алексий Павлович Ликвентов (годы жизни -- 1876-1937). Расстреляли его 3 ноября 1937 года в Ишиме.

   Церковь функционировала до 1935 года. Можно сказать, что с её разрушением стали искоренять и обычай ходить на родник. В советское время в здании храма находился клуб. Иконы разобрали по домам, часть привезли в сельсовет. Из самых больших и крепких сделали верстак. На месте церкви построили сельский клуб, который стоит там и сегодня.

   Житель Рябово Пётр Свинтицких, 1944 года рождения, раньше проживал в соседней деревне Михайловке, но учился в Рябовской семилетке. Он ещё помнит церковь. По его словам, она была высокая, деревянная, обшитая тёсом. На её крышу он с мальчишками взбирался за голубями. Купола уже не было. На верх здания пристроили кинобудку, показывали кино. В 1980 году всё разрушили. Хорошо сохранившийся сруб купил мужчина из деревни Борки и перевёз туда. Дом из него он так и не достроил – умер. Недостроенный дом, который в деревне настойчиво звали церковью, продали частному лицу в город Ишим. Дальше следы Петропавловского храма теряются навсегда…

                                      Каким он был, чудесный ключ?

   Пётр Сергеевич на родник не ходил -- в его годы комсомольцы-добровольцы такими вещами не занимались. Зато он помнит богомольных бабушек, которые небольшими кучками продолжали православный обычай. А его земляк и почти ровесник, Николай Алексеевич Князев, там бывал - вблизи этого места пас скот в 60-ых годах. Помнит, что ключ представлял собой продолговатый колодец диаметром около метра, обложенный красным кирпичом. Тогда там ещё находились два креста.

   Ранее вокруг родника были вбиты четыре сваи, на которых стояла избушка. В ней жила старушка Фёкла. Говорят, это она, будучи слепой, увидела родник во сне. Ей приснилось, что в поле стоят три берёзы, в них бьёт ключ и его водой нужно умываться. Она нашла это место и умывалась ключевой водой, благодаря которой прозрела. В то же время ишимский краевед Геннадий Крамор, описывая в 2003 году обряд "Свеча", сохранившийся в деревне Осиновке нашего района (журнал "Коркина слобода"), записал от старожилов другую версию почитания родника. Согласно ей, одной женщине снилась икона, которую нужно было выкопать под кочкой на болоте. Сон повторился трижды, и женщина пошла, вытащила икону, а из-под неё заструилась вода. Икону она отдала священнику. На ней была изображена Богоматерь с младенцем. Такая действительно в деревне была, с ней и ходили на родник. 

   Деревьев рядом с ним не было. Перед Девятой Пятницей скашивали траву. Чистили от листвы и грязи и сам ключ. Пройти к нему можно было по улице Береговой. В праздник (он отсчитывался от Пасхи), длинная вереница людей отправлялась от храма Петра и Павла к святому месту. В "Сибирской православной газете" в 2010 году была опубликована статья Елены Ермаковой, в которой были воспоминания старожилов о рябовском роднике. В них говорится, что процессия паломников растягивалась на несколько километров. Первые брали воду литровыми банками, средние -- четушками, а последние вычерпывали грязь. Шли на ключ и старики, и дети, с иконой, хоругвями и крестом. На ключе старушки читали молитвы, а воду освящал батюшка. Там же проводили таинство крещения. Фёкла угощала паломников чаем из самовара. Привозили к берегу и свежий хлеб. Вода на ключе была холодной, приятной на вкус, чистой, прозрачной и долго не закисала, как крещенская.

   В некоторых русских сёлах крестный ход к святым колодцам в этот переходящий праздник совершают и поныне. В Рябово, увы, обычай утратили.

                               Зачем рябовцы иконе "ноги" отпилили?

   Не только о здоровье молились паломники на ключе, но и просили милости у матушки-природы. В те годы жизнь и достаток русских крестьян напрямую зависели от собранного урожая. В засушливое время просили о дожде. После чтения молитв к вечеру обязательно шёл дождь. Николай Князев помнит, как в 1959 году был жаркий июнь, пшеница на поле увядала под палящим солнцем. Пять-шесть долгожительниц вспомнили про обряд, и пошли просить дождика к роднику. Вечером, как по заказу, прошёл не дождь, а настоящий ливень! А на следующий год, после проведения ими такого же обряда, дождя не было. Так, с 1960 года обряд больше не проводили.

    А раньше ходили на ключ с той самой полутораметровой иконой Богоматери. Бабушкам неудобно было её носить, потому что она была тяжёлой, и они задумали отпилить у неё нижнюю часть без изображения ("ноги"). Естественно, "ног" на иконе нарисовано не было, так как изображение Девы Марии обычно поясное. Сделали это перед Девятой пятницей или в сам праздник. Отпиливали в доме, где хранилась икона.

Но есть и другое мнение. Низ иконы ("ноги") отпилили ей за то, что она однажды не дала дождя на Девятую пятницу. Подобного люди за всё время почитания родника не припомнили. После этого действия прошёл сильный град. Градины падали размером с куриное яйцо, и, конечно, побили все посевы. Такое наказание получили жители за неразумное решение.

   Про отрубленные иконе "ноги" помнили долго, и отмаливали совершённый грех. Но где она находится сегодня, неизвестно. Так же, как и высокое распятие, с которым ходили к роднику. В "Сибирской православной газете" говорится, что после закрытия церкви кто-то увёз его в деревню Михайловка и, не найдя применения, выбросил под забор. Там его увидела Пелагея Подсобастенко, подобрала и принесла себе домой. Её соседка предложила "вымыть" Христа. Распятие вымыли, а затем Пелагея увидела сон, где Иисус отблагодарил их за это.

                                   Как традиция доживала свой век

   Ярые приверженцы новых порядков мечтали поскорее избавиться от старых. Вот и веру в целебную воду из родника тоже хотели поскорее искоренить из людского сознания. После революции всяческие религиозные убеждения ставились под сомнение. Однако больших гонений на паломников в годы советской власти в Рябово не было. В Девятую пятницу трудящихся не пускали на ключ, потому что это был рабочий день.

   Веяния той эпохи ярко прослеживаются в статье "Дорогой преобразований", опубликованной в газете "Красная звезда" в 1972 году за подписью Анны Подкорытовой, директора Рябовской средней школы. Вот что она писала о роднике: "Культурным очагом того времени была "знаменитая" часовня, воздвигнутая в 1902 году на том месте, где струи чистых ключей воды выходят из недр земли на поверхность. Подаяния на строительство "святого места" собирала старушка Кузнецова Фёкла Фёдоровна, слепая, но якобы исцелившаяся этой "святой" водой. На самом деле, предвидя большую выгоду из этой затеи, местный поп через своего сына, работавшего в поликлинике врачом при Томском университете, который излечил медикаментами глаз старушки, рассказал верующим о том, что исцеление пришло от "святой" ключевой воды. И пошла гулять молва за пределами волости и даже соседних губерний Тобольской, Омской, Челябинской. Девятая пятница после Пасхи была объявлена престольным праздником в Рябове и Шешуках. В этот день приходили и приезжали люди за исцелением к этому "святому месту" за сотни километров. В Рябове и Шешуках, вспоминают старожилы, дома и избы были переполнены приезжим народом. Это шествие приносило баснословные прибыли попу и тем, кто его поддерживал…".

   Как было на самом деле, мы уже не узнаем. Однако известно, что в те годы воду официально исследовали и выявили, что она отличалась от жидкости в других реках  -- в ней содержалось много серебра. Но как объяснить тот факт, почему толпы людей из окрестных сёл и других весей из года в год, вопреки всему, посещали ключ? Значит, вера в чудо им действительно помогала, и они получали долгожданное исцеление. Или, хотя бы надежду на него. Старожилы говорят, что родниковая вода творила чудеса, и после обливания ей болящей части тела, выздоровление наступало быстрей. Может, работала сила самовнушения? Но это тоже важный момент. Раньше медицина в сибирской глубинке была не слишком развита и не всем доступна, выживали, как могли.

                                    Почему же не стало родника?

   Николай Князев знает точное месторасположение ключа. Говорит, он находился на краю поля у берега реки Падун. При расширении пахотных земель эта территория была распахана под посевы, потому сейчас ничем не примечательна. Теперь поле не обрабатывают, оно заросло деревьями, как и ямка, откуда сочилась родниковая вода. Спустя десятилетия после прекращения паломничеств некоторые местные жители пытались раскопать ключ. Доходили до воды, но она была не ключевой, а грунтовой, и быстро портилась.

Версий, почему исчез родник, много. Одна из них связывает его пропажу с понижением грунтовых вод в районе Рябово. Если раньше река Падун, около которой он находился, была широкая и в весеннее время подтапливала огороды, то сейчас это небольшой ручеёк. По другим соображениям, родник пропал всё-таки из-за зарастания тальником. Никто не поддерживал его в надлежащем состоянии – верующие бабушки давно умерли, а молодёжь, воспитанная в духе атеизма, не переняла их обычаев. Но есть и третий вариант, к которому больше склоняются те, кто верят в Бога. Вода – живой организм, имеет уникальные свойства. Учёные пришли к выводу, что она обладает способностью воспринимать, впитывать, хранить и передавать информацию от окружающей среды. Что уж говорить о воде из намоленного источника, которую считали не просто живой, а лечебной, исцеляющей от разных недугов. Услышала она, что люди стали насмехаться над ней, почувствовала пренебрежительное отношение и сама ушла поглубже, спряталась от людских глаз. Раз никто не нуждается в её чудодейственной силе, значит, не видать людям родника. Не заструится больше на берегу Падуна чистый ключ, подаренный когда-то рябовцам кем-то свыше…

На снимке: на месте Рябовской церкви теперь стоит Дом культуры

Фото автора

Другие материалы по тегу "Православие и мы"