К 25-летию пятой Конституции
Необходимость разработки и принятия пятой Конституции в 1993 году в России была обусловлена рядом объективных факторов: во-первых, Россия стала суверенным государством в связи с распадом Советского Союза, во-вторых, началась смена общественных и про¬изводственных отношений - переход к рыночной экономике, в-третьих, появился институт президентской власти, и, в-четвёртых, с подписанием Федеративного договора существенно менялись федеративные отношения, разграничивались полномочия между Российской Фе¬дерацией и её субъектами, приобретали статус субъектов Федерации края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
В конце 1992 г. обострились отношения между законодательной властью в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета и исполнительной властью, возглавляемой Президентом России Б.Н. Ельциным. Среди причин конфликта ветвей власти -- отсутствие чёткого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властями, различные подходы к реализации рыночных отношений и приватизации государственной собственности.
Тюменская область крайне была заинтересована в вопросе о том, как в новой Конституции России будут закреплены статус Тюменской области и входящих в её состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Было предельно ясно, что юг Тюменской области много потеряет в экономическом и социальном развитии, в доходах областного бюджета, если автономные округа выйдут из состава области. В перспективе и автономные округа проигрывали в динамике развития без юга области. В принципе, между органами государственной власти области и автономных округов в течение 1990-1992 гг. сложились достаточно конструктивные отношения, особенно между областным и окружными Советами народных депутатов.
Вместе с тем, отсутствие в проекте Конституции нормы, определяющей конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации с входящим в его состав другим субъектом Федерации - автономным округом, юридически выводило автономный округ из состава края, области.
В первоначальном проекте область и автономные округа были по своему статусу разделены территориально.
Органами государственной власти семи субъектов РФ, в состав которых входили автономные округа, была предложена следующая поправка 65-й статьи проекта Конституции, разработанная представителями Тюменской области:
"Автономный округ может входить в край, область. Особенности правового статуса края (области), в состав которого входят автономные округа, определяются федеральным законом об основах регулирования взаимоотношений краёв (областей) и входящих в их состав автономных округов, федеральными законами о крае (области). Особенности правового статуса автономного округа определяются федеральными законами.
Правовой статус республики, края, области, автономной области, автономного округа не может быть изменён без их согласия".
Координатор группы представителей органов государственной власти субъектов Федерации С.М. Шахрай предложил в течение дня согласовать указанную выше редакцию с представителями органов государственной власти автономных округов. Представители автономных округов согласились поддержать предлагаемую редакцию при условии, если в статью 65 проекта Конституции будет включена следующая норма: "По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе" (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ 1993 г.).
Согласие было найдено, указанные редакции были поддержаны группой (секцией) представителей органов государственной власти субъектов Федерации и затем, с учётом редакционной правки, вошли в проект Конституции РФ.
Конституционное закрепление статуса края, области с входящими в их состав автономным округом сохранило территориальную целостность этих краёв, областей и предоставило возможность самостоятельно решать вопросы взаимоотношений. В дальнейшем сложность указанной конституционной нормы повлекла рассмотрение в Конституционном суде Российской Федерации дела о толковании части 4 статьи 66 Конституции России.
В. УЛЬЯНОВ, депутат Тюменской областной Думы V и VI созывов, заслуженный юрист РФ, член Конституционного Совещания 1993 года
Другие материалы по тегу "12 декабря – День Конституции РФ"
-
12 декабря 2023 года мы отмечаем 30-летие Конституции Российской Федерации. Это пятая по счёту Конституция России, первая была принята в 1918 году. На данное время самой длительно действующей в России была третья Конституция, 40 лет (1937-1977) которую называли в народе «Сталинская».
Читать далее
-
Необходимость разработки и принятия пятой Конституции в 1993 году в России была обусловлена рядом объективных факторов: во-первых, Россия стала суверенным государством в связи с распадом Советского Союза, во-вторых, началась смена общественных и про¬изводственных отношений - переход к рыночной экономике, в-третьих, появился институт президентской власти, и, в-четвёртых, с подписанием Федеративного договора существенно менялись федеративные отношения, разграничивались полномочия между Российской Фе¬дерацией и её субъектами, приобретали статус субъектов Федерации края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Читать далее
-
В 2018 году отмечается двойной юбилей: 25-летие со дня принятия Конституции Российской Федерации и 25-летие избирательной системы России.
В. МИЛЛЕР
11.12.2018, 09:23
Читать далее
-
Поздравляю вас с Днём Конституции Российской Федерации!
Читать далее
-
Поздравляю вас с Днём Конституции Российской Федерации!
Читать далее