Когда профессия выбрана не случайно

Быстро промчались летние каникулы, не успели оглянуться, и на пороге – новый учебный год. Ребята отдохнули, повзрослели, и снова сели за парты. А их добрые учителя, опытные наставники вновь открыли им дороги в мир знаний.

С нетерпением ждала сентября Татьяна Васильевна Лаптева, учитель физики и математики Коточиговской школы. Этот первый осенний месяц после летнего отпуска всегда особенно приятен, когда в чистом классе подолгу ещё стоят яркие букеты, подаренные учениками, за окном постепенно окрашиваются золотом многочисленные берёзы, растущие в школьном дворе, а ученики полны сил, впечатлений и энергии, которой набрались за лето. Эта осень – тридцать пятая в педагогическом стаже сельской учительницы…

   Ровно сорок лет назад она окончила Викуловскую среднюю школу. На выбор будущей профессии тогда большое влияние оказал учитель математики Тихон Владимирович Каргаполов. Благодаря его неиссякаемой энергии, которая всегда удивляла Таню, в ней самой зародилась тяга к педагогической деятельности. Кроме того, учитель привлекал её к олимпиадным работам, развивал талант. В 1978 году, не раздумывая, поступила в Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова на физико-математический факультет.

   Когда пришло время распределения, выпускнице вуза предложили трудоустройство в Сартамскую школу. Тогда она ещё не подозревала, насколько сроднится с этим селом, и что вся её дальнейшая жизнь пройдёт именно здесь.

   Прибывших двух специалистов и ещё одного педагога разместили в квартире вблизи школы. И потекли первые учительские будни, трудные, но зато совсем нескучные.

   -- Мне дали руководство в шестом классе, в котором было всего две девочки, -- с улыбкой вспоминает Татьяна Васильевна. – Я сначала даже переживала: как буду справляться с ними? Но именно эти ребята и научили меня быть учителем. Живя в Викулово, я привыкла к шуму – наш дом находился вблизи автоколонны. Приехав в Сартам, удивилась, какая здесь тишина. Так мои ученики специально ходили мимо моих окон и гремели банками, якобы "создавая мне шум, чтобы я чувствовала себя, как дома". Не со злом, а с юмором, ради прикола. А ещё они очень любили спорить со мной. Колхоз в Сартаме носил имя Чапаева. Вот они мне говорят: "Здесь воевал Чапаев". И пришлось мне искать для них литературу, чтобы доказать, что не было его в наших краях. Был только Колчак, и то в Малахово. Доказала, успокоились. Потом они придумали, что параллельные прямые всё-таки должны пересечься (кто-то из них увидел, как пересеклись рельсы на железной дороге). Я свозила их на экскурсию в Ишим и наглядно объяснила, что это не пересечение параллельных прямых, а разные линии путей. Между нами установились хорошие отношения, и до сих пор я с теплом вспоминаю своих первых учеников. А сколько было походов, поездок! Я была ещё и организатором по воспитательной работе, копала с ребятами картошку на школьном поле. Уборка этого овоща была главным направлением нашей школьной производственной бригады. В школе имелись своя техника, картофелеуборочный комбайн. Сдавали продукцию и на вырученные деньги ездили и в Саратов, и в Казань, и в Омск. Уйдя с головой в реальную школьную жизнь, я полюбила эту атмосферу, не смотря на все её нюансы…

   Вспоминая такие моменты, Татьяна Васильевна говорит: и директор школы В.С. Пропащев, и председатель колхоза им. Чапаева Н. Токарев оказывали ей большую помощь в становлении как педагога.

   22 года работы в Сартамской школе пролетели для сельской учительницы незаметно. В этом селе она встретила и свою судьбу – Александра Фёдоровича, вышла замуж, родила сына. Но в силу того, что время течёт и всё меняется, однажды пришли коренные перемены и в Сартам. В 2005 году закрыли школу, и не стало у Татьяны Васильевны  её коллег и любимой работы. Это событие болью отозвалось в  сердце. Ходила домой мимо школы и с надеждой вглядывалась в её пустые окна – а там уже не кипела жизнь...

   После закрытия Сартамской школы перерыв в педагогической деятельности Т.В. Лаптевой оказался длиною в два месяца. Устроилась на работу в Чуртанскую школу. Спустя год ей предложили работу в Боковской школе. Добиралась туда на автобусах. Так прошли ещё три года, затем стала учить по совместительству коточиговских ребятишек (при этом в боковскую школу ездила ещё семь лет). С 2017 года возникла необходимость в учителе математики в с. Озерном, и Татьяна Васильевна согласилась вести предмет, теперь вновь ездит в две школы.

   -- Мне раньше казалось, что идеальная школа – только Сартамская, -- говорит учительница. – А теперь, когда поработала в разных точках района, поняла: школы у нас везде хорошие. В каждой – своя атмосфера, свои традиции, свои талантливые ребята. И нисколько я не согласна с тем, что якобы дети стали другие, непослушные, ничего им не интересно. Это неправда. И хотя они постоянно с гаджетами в руках, эти "игрушки" не заменяют им живого общения, интерес к практической деятельности у них не остывает. Однажды на уроке физики я сводила класс на чердак школы и в подвал – измерить давление и сравнить. Сколько было восторга! Они ещё долго просили потом повторить экскурсию, а другие ребята начали обижаться – почему это я их не сводила туда. Главное – найти, чем заинтересовать учеников, тогда будет и дисциплина, и любовь к изучаемой науке.

   Столько опыта за плечами… Не удивительно, откуда у сельской учительницы такое количество разных историй из школьной жизни в её практике. А дети не перестают её удивлять и в наши дни.

   -- Были как-то с учениками в Сартаме, -- рассказывает она случай. – А многие же не видели ни разу нашу главную достопримечательность – статую, женщину с хлебом в руках на въезде в село. Вот маленькие спросили у старшеклассников: "Интересно, кому этот памятник?" А те пошутили: "Татьяне Васильевне поставили". Прошло немного времени, подходит ко мне одна маленькая ученица и спрашивает всерьёз: "А вы на войне воевали или лечили?" Я отвечаю, что не была на войне. А она говорит: "Тогда не понимаю, зачем в честь Вас памятник стоит". Дети – всегда непосредственные, задорные, за это я их и люблю.

   Многие бывшие ученики пошли по стопам своего наставника, и трудятся учителями физики и математики в разных уголках нашего региона - Т. И. Филиппова, Т.И. Голдышева, Т.А. Герань…

   Не представляет Татьяна Васильевна, как бы сложилась её жизнь, не стань она педагогом. Говорит, ни продавцом бы не смогла работать, ни поваром. Так, как работа с молодёжью, ничто не бодрит. Вместе с ней она совершает открытия, развивает свой творческий потенциал. Готовит учеников к интеллектуальным соревнованиям различного уровня, вовлекает в научно-исследовательскую деятельность, и ребята занимают первые и призовые места! Эти победы для мудрого педагога ещё более значимые, чем свои собственные. Потому что учитель – это для неё не просто профессия и работа, а образ мыслей, состояние души, одним словом – призвание…

Фото автора

Другие материалы по тегу "5 октября – День учителя"