Информация с полей
Сельскохозяйственные работы по уборке урожая идут полным ходом. По состоянию на 5 сентября, всего в районе обмолочено 2 695 гектаров, намолот составляет 5 952 тонны. В 2023 году на эту дату обмолотили 4 377 гектаров.
В ночь с 28 на 29 сентября местами прошелестел небольшой дождичек. Хоть и не внёс он существенных коррективов в стратегию полеводов района, но словно предупредил – поторапливайтесь, осенью на хорошую погоду не надейся. Ну, а потом, после хмурого утра, лёгкий ветерок разогнал морок, и на голубом небосклоне заиграло солнышко. И торопятся земледельцы, спешат убрать то, что вырастили. Правда, везде по- разному.
…На "Чупино поле", что находится километрах в двух от села Поддубровного, мы с водителем КАМАЗа Евгением Гааком прибыли первыми – около одиннадцати часов. Поздновато, конечно, учитывая напряжённость полевых работ, но так сложились обстоятельства: затянулся перегон зерноуборочных комбайнов, передислокация, так сказать – ещё вчера убирали хлеба на территории Калининского поселения, а сегодня понадобились здесь для уборки рапса. Дорога не близкая, ухабистая, через мост на реке Ишим в с. Каргалы, да ещё с прицепленными сзади жатками.
…Вскоре подтянулись на край поля и товарищи Евгения – Николай Вохминцев (на КАМАЗе), работающий в ООО "АК "Викуловский" на время жатвы на договорных условиях, да водители предприятия Павел Стасюк и Аркадий Гофф на ЗИЛах. Уселись ребята у машин, закурили, улыбаются, радуясь погоде. Стоит погода, значит, уборка пойдёт полным ходом, следовательно, зарплата будет. А убирать в агрокомплексе ещё много: по самым скромным подсчётам, из почти 14 тысяч гектаров зерновых и зернобобовых культур молотить ещё больше половины.
…Вот уже одиннадцать пробило, половина двенадцатого стукнула, а ставропольских комбайнов, командированных на викуловские земли, всё нет. Потянулись мужики за термосами, чайку попили, покурили опять, а "степных кораблей" как не было, так и нет.
В начале первого часа показались на пригорке четыре агрегата "ACROS – 530", идущие гуськом по просёлку. Подрулили, комбайнёры освободились от жаток, осмотрели машины после дальнего похода.
-- Поздновато вышли, вот и подзадержались в пути, а пятый вообще сломался, -- имея в виду ещё один комбайн, заметил кто-то из прибывших.
Суть да дело, за приготовлениями к молотьбе пролетели ещё полчаса. Только настроились, заправщик подъехал. Хоть и знает его хозяин – Виктор Чупин – своё дело (не первый год заправляет агрегаты горючим), но время даже самая искусная работа отнимает. Опять вынужденный простой.
Ругнулись водители вполголоса, без злобы, так, для порядка, опять у колёс перекур устроили. Через минуту-другую разошлись по местам, заурчали двигатели комбайнов и… снова смолкли. Обед на поле привезли…
Лишь около двух часов по полудню вышли комбайны на рапсовые валки – жиденькие, хиленькие, вперемежку с зеленью. Такие хорошим намолотом не порадуют. И опять завели разговор водители в ожидании полного бункера.
Говорили о многом, но всё так или иначе сводилось к работе, её проблемам, которых с каждым годом становится всё больше и больше. От некогда большого автопарка в ООО "АК "Викуловский" грузовиков почти не остаётся – семь стареньких КАМАЗов да ЗИЛов, на которых и в прямом, и переносном смысле далеко не уедешь; скудеет ремонтная база, не по дням, а по часам поднимаются цены на ГСМ и запчасти к технике; на пороге зима, а автогаражи ещё не отремонтированы… И как обобщение – низкие заработки, повышение которых даже и не просматривается.
Спустя два часа подошёл на разгрузку первый комбайн с наполненным… на половину бункером. Полились в кузов семена смоленистого рапса…
-- Не от хорошей жизни мы сюда, в Сибирь, приезжаем каждый год, -- сетует комбайнёр Александр Иванович Вертелецкий. – Лично я – уже тринадцатый сезон. Нет работы в Ставрополье. Зимой в котельной тружусь, с окончанием отопительного периода, с 15 апреля, перебиваюсь случайными заработками. А у каждого из нас (больше двадцати человек приезжает) -- семьи, дети, престарелые родители. Сами понимаете, что за этим стоит…
Следом подкатывают другие комбайны, за штурвалами которых Валерий Тутиков, Владимир Калашников, Максим Смородин – и новички, и механизаторы со стажем, за плечами у которых, как и у А. Вертелецкого, эта уборочная страда в Сибири далеко не первая.
…На часах – 17.00. Наконец-то кузов машины Е. Гаака полон. Закрываем рапс пологом, прыгаем в кабину и – на элеватор. Остальные машины ждут, только, кажется, вряд ли они дождутся загрузки этим днём.
-- Да-а, -- усаживаясь поудобней за руль, тянет Евгений. И не понятно, что стоит в данном случае за этой частицей речи. То ли разочарование за такую организацию работ, то ли неудовлетворённость нынешним урожаем, то ли что-то другое. Есть над чем призадуматься: четыре машины простояли целый день без действий, попросту сказать, пробездельничали. И это в такую пору, когда каждый погожий час дорог! А домой – с пустыми кузовами.
…На въезде в с. Поддубровное повстречали иномарку с Евгением Диколовым, механиком отряда ставропольских механизаторов, сопровождающим исправленный, пятый по счёту, комбайн звена.
-- Переговорю с Аскаровым, завтра всех на пшеницу отправим, она у Одино по 20 центнеров с лишком даёт, -- выслушав Гаака о делах насущных, только и сказал.
…А день угасал. Прекрасный погожий день, подаренный людям природой глубокой осенью. И неизвестно: каким он будет завтра?
На снимках: водители П. Стасюк, А. Гофф, Е. Гаак,
Н. Вохминцев (слева направо); комбайнёры А. Вертелецкий; В.Тутиков
Фото автора