Вспомнили пионеров-героев
В этом учебном году ВСОШ №1 продолжает работу в рамках сетевого взаимодействия. Все знают, что 2015 год посвящён юбилею Победы в Великой Отечественной войне, поэтому было принято решение провести …
Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем острее она отзывается в умах и сердцах тех, кто принимал в ней непосредственное участие – фронтовиков и тружеников тыла. Была война и в жизни участницы трудового фронта Зинаиды Ивановны Никулиной (на снимке). Сейчас ей 88 лет, а когда началась война, ей исполнилось всего лишь 15. Она – свидетель того ужасного времени: в годы войны жила на оккупированной немцами территории.
В настоящее время Зинаида Ивановна проживает в с. Нововяткино у дочери. А вот её Родина – деревня Дубовая, Орловской области. И до войны, и после неё в этом краю люди жили небогато. Из своего довоенного детства труженица особенно хорошо помнит о голоде: -- У нас семья была большая. Родители работали в колхозе и ничего за работу не получали: выживай, как хочешь. Даже муки не давали. Приходилось добавлять в ту, что была, траву: дубовые листья, ореховые и берёзовые шишечки, крапиву, клевер. Траву эту сушили, затем толкли – такая была мука. Так вот я всё время только об одном мечтала: чтобы досыта поесть нормального хлеба, без примеси.
Оккупация немецко-фашистскими захватчиками -- самая страшная страница в истории Орловской области. Установив "новый порядок", оккупанты хотели пулей и штыком утвердить в Советском Союзе гитлеровское господство. Но население на это ответило мощным патриотическим движением. Число жертв за годы оккупации фашистами Орловщины соизмеримо с жертвами блокадного Ленинграда.
Советские люди боролись до конца и победили. Вместе со своей семьёй Зина пережила 2 страшных года оккупации. -- В деревне нашей жилые дома заняли немцы, жителей выселили, -- вспоминает она. – Наша семья ютилась в конюшне. Лошадей не было, так сами жили в стойлах, стелили на пол солому. Когда в 41-м году нашу деревню заняли немцы, то провели перепись населения: наша деревня была прифронтовая, поэтому строго следили, чтобы партизан не было. А какие там партизаны! Лесов-то в нашей области не было, так, перелесочки. Каждому на рукав оккупанты сделали нашивку: с немецким знаком, названием деревни и порядковым номером. Делали всё, что хотели. Заставляли работать взрослое население, нужна была рабочая сила, окопы копали.
О тех страшных годах войны, о том, через что пришлось пройти, без слёз вспомнить не получается. Смахнув слезу рукой, рассказала Зинаида Ивановна и такой случай: -- Перед немецким отступлением наша семья сидела в погребе. А погреба в Орловской области не такие, как здесь – наподобие землянок. Вот в одной такой землянке нас сидело больше 20 человек. Очень тесно было. Отец решил построить блиндаж, и вовремя его сделал. Когда мы в этот блиндаж перешли, в землянку попал снаряд. Если на день позже бы, то всё…
В 1943 году оккупация края была снята. Отступая под ударами частей Красной Армии из Орловской области, гитлеровцы уничтожили практически все её предприятия и организации. Жителям предстояло заново поднимать экономику области, восстанавливать её культуру. Зинаида Ивановна работала в колхозе на разных работах, но её мечтою с раннего детства была учёба.
-- Всегда хотела учиться, и когда пошла – очень старалась, -- рассказывает она. – Первый раз пришла в школу ещё в 6 лет, думала – возьмут. А один мальчик говорит учителю – смотрите, а у неё зубов ещё нет! И он меня отправил домой. Тетрадей не было, если какую-нибудь книгу добудешь – то хорошо, писали на ней между строк. Школа далеко была, в 6 километрах от деревни. В ней очередь была установлена – чтобы каждый носил дрова, печь протапливать. В лес заходишь, сколько под силу веток, столько и уносишь. Только тепла от них не было, в классах не раздевались, в пальто сидели.
В наш район Зинаида Ивановна попала благодаря брату, который работал прокурором в Абатском районе. Когда окончила 10 классов, написала ему письмо о том, что хочет дальше учиться или работать, а возможности нет – нужно ехать в областной город Орёл, там проживать на квартирах, запастись продуктами. Брат предложил приехать к нему в Сибирь, и сестра отправилась. Шёл 1949 год. Приехав, Зинаида устроилась работать в Чашинскую начальную школу. Вот так Тюменская земля стала её вторым домом.
-- Как-то по молодости я приезжала в родные Орловские края, -- в конце беседы говорит Зинаида Ивановна. -- Первый раз ездила, ещё стояла наша бедная деревенька, а во второй раз приехала – уже нет её…
Война изменила судьбы, перевернула жизни людей, но тех, кто выжил, сделала сильнее, научила бороться со всеми трудностями. Люди, прошедшие через войну, умеют ценить и жизнь, и мир, и труд. 3 года Зинаида Ивановна Никулина учила чашинских ребят, 25 лет – комиссаровских, остальные годы, уже перед пенсией – нововяткинских. Ну а всего у неё 30 лет педагогического стажа! Жила сельская учительница как и все люди того времени: трудилась, растила детей – всего у неё их было 4. Рано осталась без мужа – погиб в 1976 году… В настоящее время у труженицы тыла -- 11 внуков, 7 правнуков и 2 праправнука! Мы хотим пожелать ей здоровья, и в дальнейшем сохранять бодрость духа и прекрасную память! Фото А. СТОРОЖУКА