"КНЯЗИХА"

"Главное – это сгорать, и, сгорая, не сокрушаться о том.

Может быть, кто и осудит сначала, но не забудет потом!".

Б. Окуджава

С Анастасией Павловной Князевой я был знаком с детства, лет с десяти. В селе Рябово, куда наша семья переехала после того как отца избрали председателем нового укрупнённого колхоза "Восход", Анастасию Павловну знали все, как говорится, от мала до велика. Это была высокая, статная, с пронзительным взглядом женщина. Позже мы стали родственниками: одна из моих сестёр вышла замуж за старшего сына Анастасии Павловны. За многие годы общения я узнал уё кажется достаточно хорошо, это была неординарная личность.

Родилась Тася в 1917 году в деревне Михайловке Каргалинской волости Омской области в семье Свинтицких – переселенцев из Белоруссии -- и была пятым ребёнком. После окончания Михайловской начальной школы в 1929 году поступила в 5-й класс Рябовской семилетки. Через год школу пришлось оставить из-за материальных трудностей. В 15 лет Тася стала рабочей Викуловского дорожного отдела, где проработала до 1939 года. В том же году её избрали секретарём Рябовского сельсовета.

В 1940 году Анастасия вышла замуж за Алексея Князева, которого вскоре проводила на фронт и дождалась в 1945-м. Алексей Иванович прошёл три войны: с Японией, Финляндией, Великую Отечественную и вернулся живым и здоровым.

В 1941 г. А.П. Князеву избрали председателем Рябовского сельсовета. На её женские плечи легла большая ответственность за выполнение заданий по сдаче государству продовольствия, фуража, за сбор налогов, тёплых вещей для фронта и многое другое. Каждое утро она садилась в повозку, а чаще верхом на служебного коня Рыжка и объезжала деревни, дворы. На подведомственной председателю совета территории было 4 колхоза и 6 деревень. Больно было душе, когда приходилось "отнимать кусок" у полунищих, обездоленных семей, ребятишек. Но это было нужно для фронта, для победы. И "Князиха" (так прозвали её в народе) сжимала волю в кулак, не давая слабину ни людям, ни себе. Да, она была жёсткой, не шла на компромиссы ни с начальством, ни со своей совестью.

Из воспоминаний А.П. Князевой: "Во время войны тяжело было всем в деревне, от мала до велика. Особенно напряжёнными были 1942-1943 годы. Невыносимо было смотреть на людей, когда им вручали похоронки, плач вдов, матерей, детей разрывал душу".

В 1942 г. Князеву приняли в члены КПСС. Весна 1943 г. была очень ранней. Заливало дороги, мосты, поля. Надо было организовать сев, а народ-то – женщины, старики да дети. Из района привезли семенное зерно, посеяли, начав необычно рано – 20 апреля. Сеяли на быках и коровах, некоторые из них падали прямо на пашне. Скот кормить было нечем, приходилось разбирать старые соломенные крыши.

В 1945-м пришла долгожданная победа. Стало полегче жить и работать. Но у предсовета Князевой работы не убавилось. Отправка эвакуированных ленинградцев домой, обеспечение работы школ, медпунктов, библиотек, которые были почти в каждой деревне. В Рябово работали участковая больница на 5 коек, участок заготконторы, заготзерно. Приходилось отправлять на лесозаготовки в Усть-Ишимскую тайгу бригаду женщин, среди которых была старшая сестра Варвара и совсем ещё девчонка -- крестница Валя.

В 1946-м в семье Князевых родился первенец Николай, а в 1947-м Анастасия Павловна ушла со своего поста по собственному желанию. Она вернулась в дорожный отдел дорожным мастером. В 1949-м появился второй сын Володя, а в 1952-м – двойняшки Сергей и Вера.

В 1950 г. на сессии райсовета А.П. Князеву снова избрали председателем Рябовского совета. В его штат входили секретарь, сторож-дворник и извозчик. Транспорт – мерин Соловко, которого летом запрягали в ходок-дрожки, зимой – в салазки. При необходимости на нём доставляли экстренных больных в райбольницу, при хорошей погоде он мог домчать туда за полтора часа.

Началось укрупнение колхозов: из 10 стало 2 – "Великое зарево" в Шешуках и им. Жданова в Рябово. В 1954 году Шешуковский сельсовет объединили с Рябовским, Анастасии Павловне вновь доверили пост председателя. Количество деревень постепенно сокращалось: не стало Голобоковки, Шальновки, Моховки, Потеряхи. "Князиха" продолжала мотаться по деревням уже на мотоцикле ИЖ-49. И немало вёрст ещё исколесила за 5 лет.

В 1958 г. она перешла на более спокойную работу – заведующей складом Рябовского сельпо. В 1959 году после ещё одного укрупнения в Рябово образовали колхоз "Восход", а спустя 2 года по решению бюро райкома КПСС Князеву назначили заведующей Рябовской МТФ. За короткий срок было построено несколько животноводческих помещений из кирпича, пункты по приёмке молока, закуплен новый крупно-рогатый скот. В те годы коллектив Рябовской фермы добивался высоких показателей по сдаче государству молока, мяса, шерсти.

Работа на ферме отнимала много времени, а ведь была ещё семья. Муж Алексей Иванович трудился трактористом, комбайнёром. Старшие сыновья Николай и Владимир тоже работали: один -- учителем физкультуры и военного дела, другой – буровым мастером. Сергей и Вера заканчивали школу. Требовала сил и времени общественная работа: депутат сельского совета, член партбюро, член ревизионной комиссии колхоза. Когда проходили колхозные либо партийные собрания, многие побаивались "Князихи": она выступала со свойственной ей прямотой, резко критикуя любого, невзирая на личности, будь то главный зоотехник или председатель колхоза.

Но ничто человеческое ей не было чуждо. Во время праздников в компании могла и водочки выпить, и спеть, и сплясать. Мне запомнился такой случай. В декабре 1968-го под самый Новый год Анастасия Павловна решила угостить своего свата карасями и предложила поехать в деревню Вершины Вагайского района к знакомому рыбаку, чтобы купить 2-3 мешка рыбы. Отца, большого любителя рыбы, долго уговаривать не пришлось. Зимняя дорога через займище уже вовсю была накатана тракторами. В выходной рано утром на пятиместном ГАЗ -69 мы тронулись в путь. Я упросил отца взять меня с собой, Анастасия Павловна взяла сына Сергея (мы оба заканчивали среднюю школу). Водителем тогда был молодой, но ответственный парень Алексей Мархель. До д. Тава доехали быстро, оставшиеся 30 км ехали почти 2 часа. В Вершинах нас встретила пожилая татарка, усадила за стол. Мы с удовольствием ели пельмени, клюкву, пили плиточный чай. Оказалось, что муж хозяйки уехал проверять сети на дальнее озеро. Чтобы не терять больше времени, решили ехать в соседнюю деревню Осиновую, где был рыболовецкий колхоз. Проехав около 10 км по старому тракторному следу, мы прочно сели "на все мосты". Дорогу перемела метель. Стали копать, толкать, но быстро поняли – лопата здесь не поможет. Стало смеркаться, приняли решение: Алексей с Сергеем остаются в машине, мы втроём идём в деревню. Сколько до неё – толком не знали (позже выяснили – 28 км). Мороз усиливался, было около 20 градусов с ветерком, а по ночному лесу, проваливаясь в снег по колено, брели друг за другом три человека. Шли час, второй, Анастасия Павловна стала отставать, затем упала в снег. Мы помогли ей встать, она отказывалась идти. С трудом мы продолжили путь. На пути оказалась копна сена. Взобравшись на неё, я увидел вдали свет. Мы пошли вперёд, и, пройдя через высокие камыши, неожиданно оказались на берегу озера, точнее на улице татарской деревни. За ужином Анастасия Павловна несколько раз повторяла: "Пока жива буду, больше за рыбой не поеду".

Весной 1970 г. в возрасте 17 лет трагически погиб Сергей. Я узнал об этом из письма, находясь на армейской службе в Германии. Большое горе его мать перенесла стойко, лишь самые близкие знали, чего ей это стоило.

Пройдя путь от простой рабочей до председателя сельсовета, отработав 35 лет, Павловна, как звали её ветераны, вышла на заслуженный отдых. За свои заслуги она была награждена пятью медалями.

…9 мая 2009 г. Анастасия Павловна собралась на митинг, где обычно выступала с речью. Впервые за многие годы надела парадный костюм с наградами. Никто за ней не приехал. Она взяла тросточку и пешком отправилась в центр села к памятнику. Но то ли слишком быстро прошёл митинг, то ли она долго шла эти трудные 200 метров, на месте уже никого не было. "Идите в клуб на концерт", -- на ходу крикнул ей кто-то. Молча повернувшись, она тихонько отправилась домой, в её глазах читались недоумение и обида.

"Князихи" не стало в августе 2010-го. Она ушла тихо ранним утром в Ильин день на 94 году…

На снимке: А.П. Князева

Фото из семейного архива

Другие материалы по тегу "Наши земляки К 90-летию Викуловского района"