Моя малая родина
Деревня Богатый (Ивановка) образовалась недалеко от д. Покровки. По переписи населения 1927 года в ней проживало 126 человек, люди разных национальностей, в основном, ходоки из Белоруссии. Деревня …
Деревня Богатый (Ивановка) образовалась недалеко от д. Покровки. По переписи населения 1927 года в ней проживало 126 человек, люди разных национальностей, в основном, ходоки из Белоруссии. Деревня давно исчезла с карты района. О том, как она заселялась, как жили в ней люди, рассказали старожилы: Валентина Петровна Чубукова, Егор Васильевич и Зеновья Ермолаевна Гилёвы.
Иван Филиппович Чубуков (1889 года рождения) в 1927 году приехал в Викуловский район из Белоруссии, посмотрел, понравились ему эти места. Вернувшись, сказал своей жене: "Собирайся, Хлепистинья, в Сибири богато (много) леса, травы, ягод, грибов, лыка, чтобы лапти плести, картошка хорошо родит, лён, просо…". С 5 детьми приехали они сюда. Потом приехали ещё семьи – появились в деревне Савченко, Гундаревы, Гусаровы. Строилась деревня по высоким берегам речушки Осиновки -- узенькой, быстрой, в конце селения её запруживали. Купались в ней и дети, и доярки после вечерней дойки, плавали утки и гуси. Дед Иван держал пчёл, и во время Великой Отечественной войны мёд спасал семью от голода, садили много огурцов, капусту и грузди солили в больших кадках. Осенью вся деревня шла за клюквой, сушили малину, смородину и пекли пироги. Бабка Хлепистинья умела заговаривать раны, лечить вывихи.
Мои дедушка с бабушкой также родом из Белоруссии, Могилёвской области, оба из многодетных семей. По зову двоюродной сестры Маруси Авласенко, которую выслали в Сибирь за то, что она была монашкой в церкви, приехали в эту глубинку в поисках лучшей доли. У прадеда на Родине было много скота, пашни, даже свой лес был, озеро, сад яблоневый, и носил он прозвище "Попелюха", т. к., очищая свой лес, сжигал весь мусор, а золу рассыпал на поля. Когда его семью раскулачили, его сын Ерофей Нестерович с женой Татьяной Дмитриевной и пятеро их детей приехали сюда. Они везли очень много вещей, но в г. Ишиме их ограбили, и в Бугровку (рядом с Ивановкой была) они привезли с собой 6 кулей (по 90 кг) сухофруктов, которые очень помогли семье выжить. Потом они переехали в Ивановку. Дед был грамотным, привёз с собой Библию – как главный оберег семьи и как источник информации для ума. Однажды, увидев, что по деревне идут двое незнакомых мужчин, дед смекнул: "Ко мне". Он попросил свою любимую дочку Нэлю унести Библию и спрятать в стогу соломы. В стогу выдёргивали солому изнутри, и в этом пространстве жил телёнок (чтобы не сдавать подольше молоко на налог), и туда моя мама спрятала Библию. Уполномоченные обыскали в хате каждый угол, вплоть до самовара, но ничего не нашли. Уже перед войной, весной 1941 года, дед, завернув Библию в чистую холщовую тряпицу, закопал её в огороде, у столба. А у какого – мама забыла, т. к. было ей в то время всего 10 лет…
Много ивановских мужиков ушло на войну: Михаил Стасевич, Фрол Андриянов, Саша и Митя Дергач, Андрей Слепцов, Алексей, Иван Житниковы, Василий Котковец, Иван Шаталин, Яков Миронов, Михаил, Александр, Ермолай Шинелевы, Матвей Соломатин и другие. Многие домой не вернулись, как и мой дедушка Ерофей Нестерович Коренев. Вечная им память!
Жить в те годы было очень тяжело всем. Кто мог обрабатывать землю, за тем закрепляли 1-2 гектара земли: сажали картошку, лён, пшеницу, просо, ячмень и другие культуры. Пахать чаще всего приходилось "на себе". Врачей не было, лишь в 50-60-е годы В. Ф. Гетманова работала одна на несколько деревень, позже приехала Л. И. Гетманова. Баня была общая, стояла на берегу реки, топили её "по-чёрному", воду нагревали в бочках раскалёнными камнями.
Образовали в деревне колхоз "Красный ручеёк" в 1934 году. Председателями колхоза работали М. И. Мацукевич, Н. Курпаченко, Ф. Корнюшин, Г. Барашков, Л. Ф. Плешков, бригадирами – П. А. Плешков, В. Барашков, П. Харченко, И. Д. Чудаков и другие. В 1955-м председателем стал Н. Г. Токарев. Сажали в колхозе картошку, сеяли турнепс, рожь, пшеницу, овёс, ячмень, лён, кукурузу и подсолнечник. Была своя сушилка для зерна, склады, навесы, молотильный и сортировальный агрегаты.
Школа была большая, светлая, с высоким крыльцом, а учительница Матрёна Герасимовна Заикина -- красивая и очень строгая. До 50-х годов школа называлась Богатовская, по первоначальному названию деревни.
Жители держали коров, овец, кур, гусей, свиней. Молоко сдавали на молоканку в зачёт налога, а также -- яйцо, овчину. Свиней кололи в погребах, чтобы не сдавать свиную шкуру. В деревне не было магазина, с товаром ходили мужики: бондари, сапожники, портные жили в деревне по нескольку дней, пока были заказы. Позже торговал на дому Иван Шинелев – спичками, солью, керосином. Затем открыл лавку Марк Шалухин, позднее лавка была в амбаре у Алескея Козычко – он привозил товар из Коточигов. Затем Викуловское сельпо выкупило здание старого клуба под магазин, и продавцами в нём работали В. Козычко, А. Барашкова, А. Бухалко, В. Чубукова, З. Гилёва, Е. Миронов.
В 1950 году колхозы им. Стаханова, "1 Мая", "Красный ручеёк" и им. Чапаева объединились в одно хозяйство -- колхоз им. Чапаева. Доили коров вручную, 3 раза в день. Траву выкашивали литовками в лесу, вокруг озера Блескино, на займищах и болотах, у Чалпана. В 1961 году построили новый клуб, в зале стояли лавки, когда привозили кино или было собрание, их ставили рядами. В этом же году провели в деревню электричество в дома, но электростанция работала только до 12 часов ночи. Только с 1971 года заготавливать сено стали с помощью техники, но Ивановка начала распадаться. Скот угнали, ясли не работали. Первыми уехали Корнюшины, Чудаковы, Горины, Мироновы, Саганович, Стасевич, Чубуковы, Шинелевы, Домниковы. Замерла жизнь в деревне, затаилась, лишь у Ларькиного болота в ручейке вода ключом билась…
На месте за деревней, где была молоканка, росли грузди, по старым делянам – опята. Но сейчас скот из Сартама перестали пасти на Мурашах, в Двухувальчиках, у Маяка,-- и всё это великолепие заросло молодым берёзовым лесом, непролазным буреломом. Этим летом мы попытались проехать до бывшей деревни Ивановки на самодельном вездеходе, но доехали лишь до Мурашей и Маяка, где собрали много маслят, обабков, боровиков, груздей. Развели костёр, вскипятили чай с травами, вспоминали детство в родной деревеньке… Воздух лесной, настоянный на травах, птицы пели, даже комары родные не очень кусались. Договорились, что съездим ещё раз в октябре, когда "опадёт" трава – на кладбище. Исчезла деревня, а могилы остались...
На снимках: И.Ф. Чубуков с женой и дочерьми; мама Н.Е. Зелинская
Фото из архива