Живи, родник, живи!
Там, где первый раз пробежался босым по мягкой шелковистой траве, посетил издали темнеющий и ведающий тайнами седой старины лес, где впервые окунулся с головой в воду, дающей всему живому на земле …
Там, где первый раз пробежался босым по мягкой шелковистой траве, посетил издали темнеющий и ведающий тайнами седой старины лес, где впервые окунулся с головой в воду, дающей всему живому на земле жизнь, то это и будет с тобой навсегда самый родной уголок на земле – малая родина, сложенная мозаикой из великого множества в ещё более родное и славное Отечество.
Озеро Среднее Викуловского района по своей природной чистоте и качеству воды известно не только жителям Тюменской области, но и за её пределами. Воду из него можно пить без всякой очистки. Название своё оно получило от жителей близлежащих сёл Озерное и Ачимово, которым вот уже без малого 300 лет, оттого что находится как раз посередине пути, что от одного, то и от другого села, а возможно, что расположило свою родниковую чащу посередине озёр Домашнего и Мохового.
В летние каникулы, мы, ребятня, не вылазили из воды, купание было нашим любимым занятием. Было это в далёких 60-х минувшего века. И благо, что был совхоз, и что протекавшая посредине этих сёл река Барсук всегда была аккуратно запружена, и дополнительно являла собой этим сёлам красивое зрелище в отличие от нынешней заросшей полоски воды.
Помнится от излишнего купания и цветения воды наши тела начинали чесаться и покрываться подобием прыщей, и мы, не сговариваясь, разом на велосипедах и пешком покрывали расстояние в 3 километра до озера Среднего и там, искупавшись разок-другой, так же, как по команде избавлялись от этого недуга.
Старики вспоминали времена, когда большую часть сельхозработ они выполняли на лошадях. От тяжёлой крестьянской работы лошади то и дело сбивали ноги, натирали в кровь спину и бока, и если им давали возможность отдохнуть, и они паслись в районе озера Среднего, где естественно заходили попить воды и катались на берегу, то, несмотря на обилие овода и мух, истёртости и ссадины быстро излечивались, и они вновь были пригодны к нелёгким работам.
Кроме купания другим нашим любимым занятием, связанным с водной стихией, была рыбная ловля. Ватагами, вооружившись самодельными удочками, мы штурмовали ближние озёра, но чаще других Среднее и Моховое. Рассевшись в лодки по двое-трое (лодок тогда было много и они не закрывались, рыбаки – почти в каждом доме, а рыбы не становилось меньше), мы отплывали. В экватории этих озёр мы знали каждую ямку, каждое ловчее место, и это передавалось от старших к младшим. И вот таким образом часами, на выбранном месте, не мешая друг другу, испытывали дух соревновательности и везения. Весёлое было время.
Нередко тут же с лодок и купались. Плавать, как правило, умели все, научившись этому ещё до похода в 1-й класс. Для этого старшие наши братья заводили во время купания восторженного неумеху на глубину, и когда маленький человек резкими движениями своих рук и ног начинал бороться на воде за свою жизнь, его слегка поддерживали и давали возможность доплыть до берега. Надо было видеть, каким героем чувствовал себя этот человек, выходя из воды.
Подрастая, мы уже знали, что у нас, кроме малой родины есть и большая, великая, несокрушимая врагами Родина. Глядя в домах на портреты погибших родственников на фронтах Великой Отечественной войны за наше мирное детство, мы испытывали к ним неподдельную благодарность, и уже позже, получая повестки в военкоматах, с большой охотой шли послужить ратному делу в родном Отечестве.
Недавно В.В. Путин, рассказывая о патриотическом воспитании, вспомнил, как это умело делалось в советский период. "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм", -- заявил президент. Как говорится: "Дай-то Бог!". И не последнюю роль в формировании патриотизма должно быть чувство уверенного хозяина на своей земле у будущих граждан России, привитого из любви к своей малой родине.
Помнится, в середине 80-х годов века минувшего мне пришлось вступиться статьёй в районной газете "Красная звезда" за судьбу озера Среднего, как говорится "по многочисленным просьбам жителей Озернинского ссовета". Дело в том, что к водопроводной трубе из этого уникального озера подцепили ещё молочно-товарную ферму центральной усадьбы совхоза, гараж и МТМ. И полилась из озера благодатная водичка, в том числе и для мытья автомобилей и тракторов. Надо заметить, что на ферме и МТМ были свои источники водозабора, но видимо решение сэкономить на зарплате рабочих, и то, что возможно озеро имеет бездонный ресурс, принесло свой негатив. Экономия стала обходиться памятнику природы боком: оно медленно, но уверенно начало уходить от своих берегов, мелеть и зарастать камышом. Первым забил тревогу Василий Николаевич Добровольский (он обслуживал на водозаборе электронасосы), а следом и другие, обеспокоенные судьбой Среднего граждане.
В этой же статье я обратил внимание на близко расположенные к воде вдоль р. Барсук силосные траншеи, из-за которых загрязнялась река и гибла рыба. Статья тогда была правильно воспринята: ферму, гараж и МТМ вновь подключили к своим автономным источникам, а силосные ямы перенесли подальше от водоёмов. Впрочем, озеро Среднее так окончательно и не восстановилось в своих берегах.
Недавно встретил жителя с. Ачимово Анатолия Филимоновича Макарова, вплотную подступившего к своему 80-летию. Разговорились о жизни, о рыбалке.
-- Моя жизнь в прошлом. Её продолжают пятеро детей, внуки, правнуки, -- как бы отшутился он. – А про рыбалку что говорить? Было время и рыбачили! Помнишь, сколько у нас в деревне рыбаков было? То-то же, а сейчас поглядишь -- никого не осталось. Кто-то, может быть, и рыбачил сетями для себя и для пенсионеров, да запретили. Мы теперь все на удочку ловим, -- иронизирует Анатолий Филимонович. -- Знаешь, когда я был заведующим совхозным гаражом, -- вспоминает он, -- одно время зимой, чтобы укоротить путь от гаража до МТМ мы приспособились ездить напрямик прямо по льду озера Домашнего. А потом мужики сами и заговорили, мол, не дело это на тракторах да машинах по льду ездить, там ведь белая рыба, весной вся наша грязь растает и в воду. И всё на этом, больше не ездили. А как же? Мы же хозяева земли, за которую и бились наши отцы. Отец А.Ф. Макарова погиб на фронте, защищая родную землю, свою Родину.
На память пришли два ветерана Великой Отечественной войны, давно ушедшие из жизни. Александр Фёдорович Дёмин жил в с. Ачимово и рыбачил на озере Варзанка. Одна нога у него была перебита и не гнулась, от чего при ходьбе он ставил её прямо, как бы приподнимаясь при этом, чтобы сделать следующий шаг. Метров 300 было ему ходьбы от дома до пристани, и всякий раз он шёл с веслом и ведром в добродушном настроении. Нередко мы окружали его и интересовались уловом. "А вот, ребятишки, смотрите, всем хватит и даже про кошку не забыл", -- шутил он, и мы в ответ, радуясь за его улов, смеялись. У дяди Саши тоже была большая семья, его уважали. А работал он в кузнице молотобойцем, и все знали, что в случае чего рука его очень тяжёлая.
Уважали и Михаила Ивановича Грачёва, фронтового разведчика, кавалера четырёх орденов и многих боевых медалей. Михаил Иванович признавал для своей рыбалки сетями только одно озеро – Среднее. Сети он любил вязать и садить сам долгими зимними вечерами. "Озеро Среднее глубокое, -- говорил он, -- есть, где рыбе спрятаться. И, стало быть, много в нём её не поймаешь. Сколько попадётся, то и хорошо, не на продажу".
Всякий раз, когда я вспоминаю ушедших из жизни людей, не могу вспомнить о них ничего плохого.
-- Теперь вот через Интернет расхвалили наши озёра, и ведь такую даль к нам едут, -- говорит А.Ф. Макаров. – Кто со спинингом, а кто с подводным ружьём, везут и моторные лодки. Крупную рыбу повыбили, а что помельче – по первому льду повытаскивают. Ещё какие-нибудь10-15 лет назад, бывало, плывёшь на лодке и смотришь, как рыба плещется вокруг. Теперь этого нет. А мусор от приезжих остаётся на берегу и на льду. Я вот что думаю: озёра наши – общего пользования, надо нашей администрации Озернинского сельского поселения подсказать, чтобы аншлаги на берегах поставили для гостей. Так мол, и так, озеро такое-то, общего пользования, соблюдайте чистоту!
-- Да, -- поддерживаю я Анатолия Филимоновича, -- думаю, это немного да придаст уважительный вес их статусу, что они "общего пользования", а то теперь, если аншлаг, то обязательно читаешь: "Рыбалка запрещена. Озеро в аренде".
Такие вот времена, как когда-то говорил в своей программе В. Познер. Чтобы они поменялись к лучшему, думаю, нет смысла к ним приспосабливаться, а надо попросту вновь становится самим собой, т.е. народом, хозяином своей земли и судьбы.
А жителям с. Озерного можно по хорошему только позавидовать. Вот уже 35 лет они пьют чистейшую и очень приятную на вкус воду из памятника природы – озера Среднего. Проезжая это село, жители соседних, зная об этом, нет-нет да и наполнят подручную ёмкость его водой.
Озеро Среднее действительно большая природная достопримечательность. По своей чистоте оно не имеет аналогов на юге Западно-Сибирской равнины, и как утверждают исследовавшие его специалисты, по уровню кислорода в воде оно немного не дотягивает до знаменитого пресного озера Байкал. Прозрачность воды достигает 11 метров. Средняя глубина – 7 метров, а в отдельных местах она достигает 26 метров. Площадь зеркала воды составляет 1.6 кв. км. Цветения воды в нём нет, видимо, по причине множества родников.
Озеро находится в общем пользовании, о передаче его и других в аренду без согласия местной Думы не может быть и речи. Участок на берегу озера с домиком на 10 человек и баней – в аренде на 49 лет у охотобщества.
ООО ЖКХ "Викуловское" осуществляет поверхностный водозабор из озера Среднего для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с 10 метров от береговой линии. На всасывающем конце трубы установлена рыбозащитная сетка. После забора вода поступает в отстойник, следом подаётся в бактерицидную установку, где проходит её обеззараживание, и уже после поступает населению. Ширина водоохраной зоны и прибрежной полосы составляет по 50 метров. Объём забора воды в 2011-2013 гг. составил 26,87 тыс. куб. м, а на 2014 год запланирован 13,33 тыс. куб. м.
Насколько и впредь это будет по силам родникам, питающим это уникальное озеро, сказать трудно, но сохранить его для своих потомков в первозданном виде – долг и обязанность ныне живущих.
Местные жители не делали никакой тайны из этого озера. Они в меру пользовались им, берегли и любили его. И как тут не вспомнить к месту слова из одной прекрасной песни: "Живи, родник, живи, родник моей любви! Любви к земле одной, земле навек родной!".
с. Викулово
На снимках: озеро Среднее
Фото Т. СУХОВОЙ