Праздник для педагогов
Год учителя подошёл к концу, и по всей стране прошли праздничные мероприятия, посвящённые его закрытию. Торжественное закрытие состоялось и в одном из самых отдалённых уголков нашего района – с. …
Человека красит не лицо,
а его ум и поступки. Гёте.
Да, именно по поступкам принято судить о делах людских. Если человек стремится к чему-то светлому и доброму, если его отличают бескорыстность, открытость души, честность по отношению к себе подобным, то и люди платят ему взаимностью. О таких говорят: глубоко порядочный человек. Именно таким был и остаётся в памяти многочисленных своих учеников и односельчан Аркадий Фёдорович Кувакин.
…Родился он в с.Озерном 21 июня 1923 года в семье сельских интеллигентов Фёдора Варламовича и Акулины Николаевны. По возрасту был последним ребёнком – шестнадцатым по счёту. Но баловнем не слыл – время было не то.
21 июня 1941 года. В этот день выпускники средней школы №1 города Ишима прощались с ней, среди них был и Аркадий Кувакин (эту школу он оканчивал, по разного рода обстоятельствам), которому на эту же дату исполнилось 18 лет. Веселье оборвалось утром 22 июня, когда вчерашние старшеклассники узнали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Не раздумывая, ребята всей гурьбой пошли в горвоенкомат с единственной и общей просьбой – записать добровольцами на фронт. Просьбу молодёжи удовлетворили, но частично: одних попросили повременить со службой, других – отправить в военные училища.
В группу первых попал Кувакин, но уже в конце ноября и он был направлен на ускоренные курсы командиров в Московское Краснознамённое училище имени Верховного Совета РСФСР.
Восемь месяцев непрерывных занятий в аудиториях и на полигоне -- и молодой лейтенант, командир батареи пехотных миномётов, Аркадий Кувакин в составе 15-го стрелкового полка 117-й стрелковой дивизии 299-й армии в июле 1942 года принимает своё первое боевое крещение на Волховском фронте.
Но недолго пришлось повоевать сибиряку – в одном из сражений он получил сильную контузию и тяжёлое ранение в бедро; тыловой госпиталь, а в декабре 1942 года заключение военно-медицинской комиссии – уволить в запас. Как не обидно было покидать фронтовых друзей-товарищей, но пришлось.
Снежной зимой прибыл к месту назначения – в Викулово. Местный военкомат направил его в Калининскую среднюю школу преподавать военное дело – большая польза для подрастающего поколения. Несколько позже, летом 1943 года, попросился в районо перевести в Озерное, так как некому стало ухаживать за престарелыми родителями; руководство отдела образования пошло навстречу учителю.
Уча детей, Аркадий Фёдорович учился сам: в 1953 году он окончил очное физико-математическое отделение Ишимского учительского института, а в 1962 – этот же факультет, но уже Ишимского государственного педагогического института. Учился прекрасно, об этом говорит тот факт, что после получения диплома о высшем образовании его попросили поработать на кафедре заведения. И он трудился – год, больше не представлялось возможным: с супругой (поженились в 1945 году), Августой Григорьевной, в ту пору у них уже было четверо детей, а соответствующей жилплощади в городе не было. Пришлось уезжать обратно в родное Озерное.
А.Ф. Кувакин 26 лет проработал в Озернинской средней школе, преподавал математику и 17 лет являлся завучем, назначался директором. Кроме основной работы вёл большую общественную: был пропагандистом, лектором общества "Знание", организовал на селе театральный кружок и художественную самодеятельность. Это под его началом, наверное, впервые в районе прошли спектакли по драматической пьесе "Власть тьмы" и сказке "Марья-искусница", а озернинский сводный хор, состоящий более чем из пятидесяти человек, где он аккомпанировал, постоянно занимал первые места. О том говорят многочисленные почётные грамоты, в том числе Министерства образования и Министерства культуры РСФСР.
-- Во время подготовки к спектаклям наш дом превращался в художественную мастерскую,
-- вспоминает дочь Аркадия Фёдоровича Наталья. – Одни что-то рисовали, другие готовили декорации, третьи шили костюмы. Папа и сам мог управляться со швейной машинкой, что-то кроил, строгал, пилил. До сих пор помню, как золотистую тонкую древесную стружку навешивал на нитке мне на волосы в качестве украшения…
Бывало, до глубокой ночи засиживался Аркадий Фёдорович со своими воспитанниками (а их было немало) на репетициях. Оттачивали каждый шаг, каждое слово до мелочей, чтобы потом не было непредсказуемых сбоев на сцене. Сам он с четырёх лет играл на гармони, потом освоил баян, аккордеон, фисгармонию, рояль, ксилофон и даже обычная ручная пила, которую в народе прозвали "Дружба-2", пела под его руками. Всё это, естественно, помогало ему в становлении самодеятельности, сплачивало вокруг него парней и девчат.
-- Он был каким-то не таким, как все. Он лучился энергией и на уроках, и на школьном дворе, и на природе, куда мы выбирались в свободное время, от него исходила теплота и большая человеческая доброта. Аркадий Фёдорович был очень начитанным, эрудированным во всех вопросах человеком, и в то же время – простым в общении, отзывчивым, который всегда мог подбодрить, успокоить, дать дельный совет и, что характерно, у него не было любимчиков, среди учеников все были равны, -- рассказывает выпускница Озернинской школы 1965 года Валентина Юрьева (Кувакина). – На выпускном вечере он внёс предложение (Аркадий Фёдорович был у нас классным руководителем): через каждые пять лет собираться всем вместе в стенах родной школы. Его мы придерживаемся до сей поры (было уже пять встреч, ныне – шестая) – и в память о нашей дружбе, и в память о нашем Учителе.
…Аркадий Фёдорович рано ушёл из жизни – 1 апреля 1968 года его не стало. Видимо, он чувствовал приближение своей преждевременной кончины, поэтому и стремился к жизни, зажигая оптимизмом других, торопился успеть сделать в ней как можно больше полезных и нужных, добрых дел для семьи, людей, общества в целом, не считаясь ни с чем, ни перед кем не оправдываясь.
И это ему удалось сполна, свидетельство тому – народная память.
А. ДМИТРИЕВ
На снимке: А.Ф. Кувакин (1955 год)
Фото из семейного архива