Время больших испытаний
7 апреля отметил 85-ю годовщину своего жизненного пути ветеран Великой Отечественной войны из села Каргалы Георгий Александрович Плесовских, один из 54-х участников войны, проживающих на территории …
7 апреля отметил 85-ю годовщину своего жизненного пути ветеран Великой Отечественной войны из села Каргалы Георгий Александрович Плесовских, один из 54-х участников войны, проживающих на территории района. Сегодня Г. А. Плесовских – гость нашей праздничной страницы, посвящённой Дню Победы.
-- Георгий Александрович, сравните, пожалуйста, свои представления о Великой Отечественной войне в молодые годы и сейчас, по прошествии многих десятков лет…
-- Война – это очень серьёзное испытание на гражданскую зрелость. А поскольку Великая Отечественная война проходила на территории Советского Союза, противник был очень сильный, погибло много не только защитников Родины, но и мирного населения. Пострадали наши города и сёла, наша экономика, пришлось срочно эвакуировать заводы и переводить их на изготовление военной продукции – танков, самолётов, пулемётов, снарядов и так далее. В молодости всё это воспринималось совершенно по-иному, проще, что ли. А сейчас в моём представлении нет ничего ужаснее разрушительной войны. Посмотришь по телевизору кадры из Ливии -- и сразу мысли: "Зачем вам это надо было? Страна-то не из бедных. Неужели нельзя было мирно договориться?".
Меня призвали в армию в декабре 1943 года, мне тогда было полных 17 лет. Что я знал о войне? Ничего! Хотелось, конечно, побывать на фронте, посмотреть, кто они такие, эти фашисты. Однако того, насколько сложны и опасны военные условия, насколько сурова сама жизнь, я даже не предполагал.
Жил я тогда в Малышево. Вместе со мной взяли на службу ещё четверых парней: Повесенко, Белинских, Волкова и Осадченко. Живым домой я вернулся один, они остались лежать где-то на полях сражений. Вот тебе и война!
Надо сказать, что мне очень повезло. По счастливой случайности после учёбы в Ачинске, где новобранцы изучали противотанковое ружьё и учились стрелять из него, из маршевой роты, готовой к отправке на фронт, отобрали 20 человек, имеющих 7 классов образования, и направили учиться в офицерскую школу. Надо было пройти двухгодичный курс обучения, но к тому времени война уже закончилась, продолжать обучение в школе офицеров остались только те, кто мечтал о профессии военного. А я очень скучал по родным местам, по своей семье, и учиться дальше не стал. Из таких, как я, создали группу и направили на заготовку дров. Это мне было ближе.
Именно в годы войны я получил специальность, которая пригодилась мне в мирной жизни. В августе 1945 года сотню солдат направили на учёбу в школу санитарных инструкторов. Девчат-санинструкторов после войны демобилизовывали, а мы должны были занять их место. Год я учился в Томском военном госпитале № 334 и там же проходил практику, но вскоре меня оформили на работу из-за хорошего и быстрого почерка секретарём военного трибунала. В то время судили изменников Родины, бандеровцев. Были среди судимых и женщины, которым приписывалась политическая статья. Тогда ведь против Сталина и его режима ничего нельзя было говорить.
-- По прошествии многих десятков лет как Вы, Георгий Александрович, относитесь к сталинскому режиму?
-- Я не политик, но точно знаю, что и в годы войны, и после неё многие в открытую не любили Сталина за его жестокость по отношению к собственному народу. Наверное, он многое делал не так, во многом был не прав, это до сих пор обсуждается, однозначного ответа нет. Но я приведу только один пример из собственной жизни. В деревне у нас жило много семей, в которых было по 6-7 детей. Они с голоду пухли, а должны были отдать в государственный фонд молоко, мясо, яйца, шерсть, шкуры животных. Забирали всё, что можно было забрать. Судили за горсть зерна с колхозного поля или тока, взятую на кашу для детей. Мою мать осудили на 5 лет за то, что хотела накормить деревенских ребятишек, которых малышевские женщины оставляли с моей сестрой Катей, уходя на колхозную работу. Нас не пощадили, хотя к той поре уже умер отец, а старшего брата взяли в армию. И как, по-Вашему, я должен относиться к Сталину?
-- А как Вам, Георгий Александрович, живётся сегодня?
-- Я ни в чём не нуждаюсь. Мне, как участнику войны, платят хорошую пенсию, на которую мы и живём с женой Марией Оноприевной. У неё-то пенсия маленькая, хотя столько лет в тяжелейших условиях работала фельдшером-акушером. Работа нас и сблизила больше полвека назад. Я в ту пору был санитарным фельдшером, помощником санитарного врача района. Троих детей вырастили под мирным небом, есть внуки, правнуки, -- есть, кому продолжать фамилию. Праздник 9 Мая один из главных в моей жизни. От всей души поздравляю с ним всех пожилых людей, переживших военное время.
В. ХАКИМОВА
На снимке: Г. А. Плесовских
Фото Т. Суховой