Вырастить ребёнка погибшего героя

С самого начала специальной военной операции российские солдаты, рискуя собственными жизнями, обеспечивают безопасность нашей страны. Каждый день на передовой воины показывают, что настоящий патриотизм — это не просто слова. Среди таких немало жителей Викуловского округа. Их поступки заслуживают уважения и памяти.

Судьба бойца

   Два года назад пополнил ряды солдат, вставших на защиту Донбасса, житель села Боково Семён Гаврилюк. Он был простым сельским парнем, увлекался техникой и рыбалкой, любил мастерить поделки из дерева. Был старшим ребёнком в многодетной семье Марины Ивановны и Сергея Николаевича, помогал родителям по хозяйству. Свободное время проводил с отцом и дедом в поле.

   В школьные годы посещал кружки и секции. Окончил девять классов Боковской средней школы. После учился в Профессиональном училище №2, получил профессию "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства". В 2005-ом его призвали в армию, служил в городе Зеленокумске. Два года был командиром отделения, в звании младшего сержанта. После службы вернулся на малую родину. Трудоустроился в сельхозпредприятие "Боково" разнорабочим. Одно время работал в посёлке Винзили на заводе железобетонных изделий в покрасочном цехе, потом - в Викулово на пилораме у индивидуального предпринимателя. В 2020 году Семён стал отцом – у него родился сын Мирослав.

   В зону проведения специальной военной операции Семён Гаврилюк ушёл в апреле 2024 года. Сперва находился в Ростовской области, посёлке Степном. Оттуда был направлен в зону боевых действий на территории Донецкой и Луганской народных республик. Прослужил всего лишь месяц, больше было не суждено. Во время выполнения боевого задания 12 мая жизнь бойца оборвалась - погиб от минно-взрывного ранения.

   - На момент гибели Семёну было тридцать восемь лет, - говорит о погибшем воине его родной брат Николай Гаврилюк. -  Он был дружелюбным и компанейским. Приезжал в Викулово, помогал мне в строительстве дома, не считаясь с личным временем. Делал своими руками мебель для моей дочки, когда она родилась. Контракт он подписал в ноябре 2023 года. Уехал в апреле, а последний раз позвонил мне 9 Мая. Говорил, что у него всё в порядке. Много ничего не рассказывал о службе, объяснял, что нельзя. Погиб мой брат в Донецкой народной республике, Артёмовском районе, селе Богдановка. Вечная ему память!

   На фронте рядовой Семён Сергеевич проявил себя как мужественный, стойкий боец. Награждён орденом Мужества посмертно. Прощание с солдатом состоялось 16 июля в Боково, проводили его со всеми воинскими почестями. Но у Семёна остался сын, которого он сильно любил…

                                                                     

                                                         Не остались в стороне                   

   Николай Гаврилюк проживает с женой Анастасией и дочкой Софией. Когда Семёну не с кем было оставить сына, он привозил его в Викулово.  Здесь с Мирославом водилась мама Анастасии – Марина Леонидовна Бровкина. Она прихожанка Викуловского Свято-Троицкого храма. Верующая женщина выросла в многодетной семье, где кроме неё воспитывали ещё четверых ребятишек. И сама стала многодетной мамой - с мужем Владимиром Владимировичем вырастили трёх дочерей: Анастасию, Татьяну и Ксению.

   Когда Марина Бровкина впервые взяла двухмесячного Мирослава на руки, её младшей дочери Ксении уже было четырнадцать лет. Как оказалось потом, и в судьбе женщины, и в судьбе младенца та встреча стала поворотной. Сейчас Марина Леонидовна вспоминает о ней со слезами счастья на глазах.

   - Семён был душевным и добрым человеком, - говорит она. - Поэтому мы с мужем не отказывали ему в просьбах посидеть с его сыном. Когда я в первый раз взяла Мирошу на руки, у меня сердце ёкнуло. Не знаю, как это объяснить, но я сразу почувствовала, что это мой ребёнок, мой сынок. Мальчик ни минуты не мог лежать спокойно, дёргался – это связано с особенностями его развития, но я одновременно поняла и приняла ситуацию. Какой бы трудной и тяжёлой она ни была, я как будто заранее знала, что мы с ним встретились не просто так.

   То, что Марина Леонидовна почувствовала сердцем, действительно случилось, только чуть позже. У Мирослава были непростые семейные обстоятельства. Незадолго до того, как Семён ушёл на специальную военную операцию, мама мальчика умерла. Марина Леонидовна и её муж не остались равнодушными к дальнейшему жизнеустройству ребёнка и приняли обоюдное решение взять маленького Мирослава в свою семью. Осенью того же года его крестили: Марина стала крёстной мамой, а дядя Николай – крёстным отцом.

   - Свою маму Мироша практически не помнил, а вот папу вспоминал каждый день – скучал, - делится Марина Леонидовна. – Я подпитывала его любовь к отцу, старалась как можно больше о нём говорить, чтобы не забыл: "Твой папа – герой, он защищает Родину и скоро вернётся". Мы не сразу узнали о том, что Семён погиб при выполнении боевой задачи – там, где он находился, шли ожесточённые бои. Нам сообщили об этом только двенадцатого июля, а на следующий день – тринадцатого числа – у Мироши день рождения, ему исполнилось четыре годика. Было тяжело, но на завтра мы всё ему рассказали…

                                                    Как сын и как внук                                                              

      Согласитесь, далеко не каждый человек в наше время способен на такой серьёзный шаг – взять под опеку ребёнка. С детьми всегда непросто, даже со своими собственными, а уж что говорить о чужом. Ведь в первую очередь малыша предстоит полюбить – такого, какой он есть, со всеми душевными травмами и слабостями, с его характером и привычками, построить свою жизнь с учётом его распорядка. В таких вопросах и молодым-то сложно, а людям более старшего возраста - ещё хлопотнее. Но Марина и Владимир Бровкины нисколько не пожалели о своём решении. Они признаются: любовь к Мирославу пришла как-то сама собой.

   - Было бы неправильно, если Мироша называл Володю папой, ведь у него есть родной отец, - рассказывает Марина Леонидовна. – Поэтому мой муж сразу стал для него дедушкой. Я думала: если он дедушка, значит, я бабушка. Но нет! Ребёнку хотелось называть кого-то мамой, и он стал звать мамами всех женщин и девушек, которые к нам приходили, даже Ксюшиных подружек. Тогда я подумала: если у ребёнка есть такая потребность, значит, пусть называет мамой меня. И с того времени, когда он стал говорить мне "мама", больше не поправляла.

   Самым сложным для Марины Леонидовны и Владимира Владимировича оказалось подстроиться под жизненный ритм нового члена семьи. Ранее их режим дня был размеренным: дети уже самостоятельные, старшие дочери живут своими семьями. С появлением Мирослава всё изменилось. Нужно было водить его в детский сад и забирать оттуда, кормить, ходить с ним на прогулки… Справились! Сейчас у мальчика насыщенная кружковая занятость: в садике он посещает музыкальный кружок, в Центре творчества – объединение юных рукодельников и кружок "Говоруны" у логопеда, а дома его ждёт любящая семья.

   - Марина Леонидовна добросовестно выполняет обязанности опекуна, защищает права и интересы подопечного, - подтверждает начальник отдела по опеке, попечительству и охране прав детства управления социальной защиты населения Абатского, Викуловского и Сорокинского муниципальных округов Светлана Гончарова. - В семье создана тёплая, благоприятная для ребёнка атмосфера.

   Родные бабушка и дедушка – родители Семёна Гаврилюка – поддерживают общение с внуком и навещают его. Но основные обязанности по воспитанию и обучению мальчика несёт семья опекуна. Марина Леонидовна приучила Мирослава к чтению книг. Перечитала ему в буквальном смысле слова все имеющиеся в районной детской библиотеке энциклопедии про динозавров – про них он любит слушать больше всего. Знает наизусть все трудные названия этих вымерших созданий, классифицирует: кто из них хищник, а кто травоядный, мечтает стать археологом. На Новый год близкие подарили ему костюм археолога, чем сильно порадовали.

   А ещё Мирослав говорит, что, когда вырастет, пойдёт служить в армию, как папа, интересуется этой темой, расспрашивает взрослых. Письмо и счёт даются ему сложнее, но опекун рук не опускает – всё-таки впереди школа, надо готовиться. В конце прошедшего года Марина Леонидовна вернулась с ребёнком из санатория "Пышма", где они находились три недели. С улыбкой рассказывает об их совместных делах и увлечениях: видно, что ей не в тягость посвящать малышу своё время.

   - Больше всего Мирослав любит, когда я ему читаю: прижмётся ко мне, слушает внимательно, - говорит Марина Бровкина. – Мультики смотрит, конструктор "Лего" собирает. Возим его в города Ишим и Тюмень: то я, то дядя – он там любит кататься в парках на аттракционах.

   -Тяжело, наверное? – спрашиваю её.

   - Конечно, лежать на диване было бы проще, - отвечает опекун. - Но мне так лучше, когда я постоянно в движении. Знаю, что нужна этому маленькому человечку, а он, в свою очередь, не даёт  мне засидеться. Если где-то не успеваю, муж всегда на подхвате.

                                       Главное – помощь ближнему

   Кроме того, что Марина Леонидовна подрабатывает в двух организациях, она регулярно посещает службы в храме: по субботам и воскресеньям. Берёт с собой и Мирослава, приучает ставить свечи и молиться за упокой родителей. Он любит бывать в храме и просится туда, но брать его часто не всегда получается, потому что Марина ещё и поёт на клиросе. Рассказывает, что в мир православия её привела родная бабушка – Ульяна Захаровна Шипицына. Она жила в Юшкова и всегда, перед тем как уложить внуков спать, молилась Богу перед иконой. Маленькой Марине запал в душу образ молящейся бабушки. В дальнейшем именно христианская вера помогла ей не испугаться возможных трудностей с приёмным ребёнком, ведь основной принцип православия – милосердие, сострадание.

   Сейчас Бровкины уже не испытывают тех сложностей, что были в начале их совместного с Мирославом пути. Да и ребёнок впитал жизненные позиции этой семьи, сроднился с ними, привык к новому укладу. Ксения с первых дней нашла с малышом общий язык. Сейчас она учится в одиннадцатом классе и заботится о нём, как о младшем братике.

   Всего в семье два ребёнка: Мирослав и дочь Анастасии София. Дети погодки, ладят. Хоть и живут в разных домах, но видятся часто и посещают одну группу в садике. Одним словом, растут вместе. А полгода назад у средней дочери Бровкиных Татьяны родился первенец – Костя.

   - Мы приняли Мирошу и полюбили как родного, - говорит Марина Леонидовна. – Вот только бы дал нам Бог здоровья, чтобы смогли его дорастить до совершеннолетия. И не просто вырастить, а чтобы он стал хорошим человеком, не сделал ничего дурного. Семён делился с нами планами, мечтал купить свой дом в селе и жить в нём с сыном. Не пришлось - исполнил свой воинский долг ценою жизни… А я чувствую, что мой долг теперь перед ним – подарить его маленькой частичке, которая осталась на Земле, счастливое детство!

Фото из архива Марины БРОВКИНОЙ

   Отец Владимир, настоятель Свято-Троицкого храма, рассказал, насколько сегодня важна подобная поддержка членов семей участников специальной военной операции:

   - История Семёна Гаврилюка и судьбы его ребёнка трогают душу каждого неравнодушного человека. Такие проявления сострадания и заботы говорят о высоком уровне морали и человечности нашего общества.

   Главная ценность здесь заключается в том, что обычный простой человек готов взять на себя ответственность за судьбу ребёнка погибшего героя. Обычно человек предпочитает быть сторонним наблюдателем происходящего, в надежде, что это не его забота, для этого есть специальные учреждения, которые должны решать подобные вопросы. Но здесь мы видим совершенно другое. Это не просто акт милосердия, а глубокое осознание ответственности друг перед другом. Ведь именно через подобные поступки формируется общество, способное поддержать и защитить тех, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах. Это та максимальная благодарность, которую человек может проявить к бойцам, которые уже никогда не вернутся домой.

   Сегодня такие инициативы крайне важны. Они вдохновляют окружающих на аналогичные благородные поступки и напоминают обществу о ценности взаимовыручки, единстве, особенно в трудные моменты нашей общей истории. Сравним со словами апостола Павла: "Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов", которые прекрасно иллюстрируют христианские принципы, лежащие в основе подобной поддержки. Эти принципы универсальны и применимы ко многим аспектам жизни. Хочется подчеркнуть, что каждый подобный случай становится символом того, каким должно быть общество – открытым, отзывчивым и поддерживающим нуждающихся, независимо от обстоятельств.