ПАМЯТКА для граждан о профилактике и предупреждении дистанционных преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, дистанционные хищения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий продолжают стремительно набирать силу.
Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, втираются в доверие, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (алчность, корысть), чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.
Основные известные схемы телефонного мошенничества:
1. Случай с родственниками.
Мошенник звонить от имени родственника (знакомого), сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил наркотики, оружие и т.п.), и ему нужна "помощь", заплатить деньги. Чаще денежные средства просят перевести на счет, либо присылают курьера.
2. Розыгрыш призов.
На телефон приходит смс-сообщение с информацией о выигрыше по проведенной лотереи (это могут быть телефон, ноутбук, автомобиль и т.д.). Для уточнения информации, жертве предлагается позвонить по указанному в сообщении телефону, либо посетить определенный сайт. В последующем жертве предлагается оплатить госпошлину за выигрыш, и набрать определенную комбинацию цифр и символов "код регистрации". После получения кодов, банковские счета жертвы обнуляются.
3. SMS-просьба.
На телефон приходит смс-сообщение: "У меня проблемы, перезвони на указанный номер, если номер недоступен, положи на него определенную сумму и перезвони". Переведенные деньги вернуть не удастся.
4. Телефонный звонок от сотрудников правоохранительных органов с просьбой оказать содействие.
Поступает звонок от "специалистов" (полиция, сотрудники банка), которые сообщают, что от имени жертвы оформляется кредит, и чтобы мошенника поймать и не дать ему получить деньги, необходимо опередить его и самому оформить кредит, и полученные денежные средства (наличные или по счету) перевести на "безопасный счет". После перевода денег на "безопасный счет" мошенники исчезают.
5. Платный код.
Поступает звонок от, якобы, оператора мобильной связи с предложением получить новую эксклюзивную услугу, или для продления регистрации во избежание отключения связи, и предлагается набрать под диктовку код, который является подтверждением для перевода со счета жертвы денежных средств.
6. Ошибочный перевод денежных средств.
Поступает смс-сообщение о зачислении денежных средств на счет (в действительности деньги на счет не поступают). После этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги и вынуждает жертву вернуть их обратно №мобильным переводом".
7. Продажа имущества на интернет-сайтах.
Мошенник, под предлогом продажи товара, предлагает оплатить товар переводом денежных средств на указанный им счет, в "обход" безопасных способов оплаты, предлагаемых администраторами сайтов-продаж.
8. Хищение с карт, подключенных к опции бесконтактных платежей.
Для проведения оплаты по такой карте достаточно приложить ее к терминалу, количество расходных транзакций, на определенные суммы, не ограничено.
9. "Вишинг".
Поступает звонок, в ходе разговора мошенник сообщает информацию о неких мошеннических действиях, которые производятся с банковской картой жертвы. Конечной целью телефонного контакта для мошенника является исполнение владельцем телефона их инструкций, в том числе по указанию реквизитов карты, кодов доступа.
10. Доступ в "Госуслуги".
Поступает телефонный звонок, мошенник представляется сотрудником МФЦ и сообщает о том, что на ваше имя пришло электронное письмо, для получения которого нужно сообщить код из смс. Либо звонивший может сообщить о необходимости продления договора (продление действия сим-карты, медицинского полиса, и т.д.), присылает "договор", для активации которого необходимо сообщить коды из поступивших смс. После получения необходимых кодов, злоумышленник получает доступ к персональным данным жертвы на портале, где он может запросить кредитную историю, получить справку о доходах, информацию о транспортных средствах, а также отправить заявку на оформление займа.
11.Место действия: ваш смартфон.
Зловредные программы умеют маскироваться под мобильные банки и таиться в разных приложениях, которые вы скачиваете на телефон.