Поклон исчезнувшей деревне
Бывшие жители Калманки установили на месте распавшегося селения памятный крест
Сегодня для школьников открывается всё больше путей к православию
В нашей стране детей всё чаще привлекают в храмы, приобщают к православной жизни. Проводят экскурсии, театрализованные представления к Великим церковным праздникам, выпускают специальные детские православные журналы и другую литературу, показывают документальные фильмы о нашей религии на доступном для детей языке, а в городах действуют православные гимназии.
Цель – воспитать и дать больше знаний
В Викуловском районе у школьников также есть возможность посещать храм не только по собственному желанию, но и в рамках учебной программы и внеурочной деятельности. Уже шестой год ведёт работу творческое объединение "Истоки" на базе Викуловского Центра творчества, руководит которым педагог дополнительного образования Елена Тропынина. Кружок призван открыть детям принципы духовной жизни, дать знания о родной вере. То, чему научатся в детстве, останется с ними на всю жизнь.
В 2022 году в Викулово при поддержке Фонда президентских грантов был реализован совместный проект Свято-Троицкого храма и Викуловской школы № 2 "Славянское слово в контексте времени". В рамках проекта для школьников было организовано более сорока мероприятий - необычных событий, которые точно запомнятся каждому участнику. Например, образовательная экскурсия на родину сказочника Петра Ершова, конкурсы ораторского мастерства, литературные диспуты, уроки нравственности и состязания в написании эссе. Также в рамках этого проекта в школе прошли дополнительные предметные недели по родному русскому языку и родной литературе.
Настоятель Свято-Троицкого храма отец Владимир проводил с детьми уроки и беседы, многие из которых состоялись в церкви. Темы были посвящены истории России и русской культуре. На них ученики и наставники размышляли над тем, что такое жизнь, Родина, справедливость, семья, любовь. Отец Владимир отметил, что такие уроки способствуют повышению у детей интереса к чтению и отечественной классике.
Сегодня наша страна переживает непростой период, идёт специальная военная операция по освобождению Донбасса. Поэтому крайне важно, чтобы дети воспитывались на примере правильных ценностей, а также знали историю своей страны и своего народа, его культурные традиции. В 2023 году начнётся подготовка к новому совместному проекту, и инициаторы надеются, что он станет не менее масштабным.
По тропе воспоминаний
Тем не менее служители церкви отмечают, что на фоне всей проделанной работы ощущается нехватка "обратной связи" от поколений родителей современных детей. В конце прошлого столетия работа подобного плана не проводилась, когда они как раз были школьниками. Поэтому часть общества хоть и считает себя православными христианами, но имеет довольно много пробелов в знаниях о самой религии, её истинном учении, а также не интересуется историей государства. Отец Владимир говорит, что сегодня историю Отечества и русскую классическую литературу нельзя отделять от православного воспитания: они имеют большое воспитательное значение, поэтому являются обязательными элементами.
Но в разные эпохи развития нашей страны к религии относились по-своему. Наши мамы и бабушки, вспоминая своё детство и сравнивая его с детством своих детей и внуков, отмечают, что ещё каких-то лет тридцать назад и более православной вере как таковой в общественной жизни места не было. В качестве примера своими воспоминаниями об этом поделилась жительница села Сартам, пенсионерка Надежда Евгеньевна Балаганина. У её семьи по линии мамы интересная история, напрямую связанная с православной верой.
Дедушка Надежды Евгеньевны Ерофей Нестерович Коренёв был человек верующий, как и вся его семья. Вместе с женой Татьяной Дмитриевной и четырьмя детьми они приехали после раскулачивания из Белоруссии, Могилёвской губернии в Сибирь в поисках лучшей доли. Их родственницу Марусю Авласенко сослали в эти края за то, что была монашкой в церкви. Обустроившись в деревне Ивановке, в семнадцати километрах от Сартама, она позвала сюда Коренёвых. Места эти им сразу приглянулись, так и остались здесь жить. Хату дед срубил на берегу речки Красный ручеёк, высоко на бугре. Со временем в семье появилось ещё трое ребятишек. В Сибири Коренёвых местные писари записали как Корневых.
Ерофей Нестерович был грамотный, окончил церковно-приходскую школу. Как только вечерами выдавалась у него свободная минутка, садился читать старинную Библию, которую привёз с собой из Белоруссии. Пока семья добиралась до нового места жительства, их обокрали в Ишиме. Но книга чудом не попала в руки воров.
В то время уже установилась советская власть, презиравшая православие. Нередко у жителей разных деревень представители этой власти изымали церковную утварь, различные предметы веры. Потому Ерофей Нестерович старался читать ближе к ночи, когда и в доме, и на улице становилось тихо. Садился к лампадке и читал. Домашнее хозяйство вёл согласно наказам этой книги. К примеру, сажал капусту в определённые дни и солил её также в строго отведённые даты. Погиб он на фронте в годы Великой Отечественной войны, защищая Родину. А книгу его дочка Нэлли, мама Надежды Евгеньевны, закопала в огороде, чтобы власть не отняла.
Деревня Ивановка давным-давно распалась, жители разъехались, и на месте бывших улиц и огородов растёт лес- молодняк. А книга и по сей день лежит где-то в земле этого урочища, завёрнутая в куски ткани…
"У меня была тетрадка…"
- Наша семья оставалась верующей, поэтому я с детства видела, как мои родственники молятся, знала святых и почитала иконы, - рассказывает Надежда Балаганина. – Не сказать, что я строго выполняю все предписания, но в Бога верю. Бывают такие минуты трудные в жизни, что и не знаешь, к кому обратиться. В такие моменты и нужно обращаться к Богу. Он слышит и помогает, даёт сил и терпения справиться с бедами. Поставишь перед собой икону, помолишься, и уже не такой острой кажется ситуация, за которую так переживал. В моё время православие искореняли, как могли. Даже в нашей небольшой деревне Ивановке. Но я всё равно помню, как мы, ребятишки, ходили в Пасху по домам, собирали крашеные яички и булочки. Пусть это не в каждой семье приветствовалось, но никуда не девалось и в советские годы. Тётя Маруся Авласенко, монахиня, жила некоторое время с нами, у моей мамы, и мы называли её "бабой Марусей". Детей мама воспитывала одна, без мужа. Свой день баба Маруся начинала с молитвы. Я тогда маленькая ещё была, и мне строго запрещали подходить к углу с иконами. Боялись, что мы, дети, ради любопытства испортим что-нибудь. Вот однажды, когда я училась в третьем классе – это был 1965 год, баба Маруся подозвала меня к себе и говорит: "Давай напишем с тобой в тетрадку все молитвы, которые я знаю. Меня когда-нибудь не станет, а тебе они пригодятся". И вот мы нашли тетрадку, исписали её полную молитвами. Ну я-то же несмышлёная ещё была. Зачем-то потащила эту тетрадь в школу. Была у нас в те годы в Ивановке начальная школа. И давай я одноклассникам зачитывать то, что мы с бабой Марусей написали. А у других-то детей такого не было, поэтому отнеслись они по-разному. Одни сидели, слушали меня, другие презрительно фыркали и смеялись, а третьи и вовсе дразнить меня начали: "Поповна, поповна!" Больше двадцати человек нас в классе было. И вот, когда я читала молитвы, зашла в класс наша учительница Матрёна Герасимовна. Ей совсем не понравилось то, что я сделала. Она рассердилась, забрала у меня эту тетрадку и разорвала, а клочки выбросила в туалетную яму на улице. Я начала плакать, но это делу не помогло. Пришла я домой, рассказала бабе Марусе, что произошло. А она спокойно так говорит: "Не расстраивайся, мы с тобой ещё напишем. Только ты в школу больше не носи и никому не показывай".
И ведь действительно, они написали ещё одну такую же тетрадь с молитвами взамен предшествующей. Надя её от всех прятала. То под матрас положит – а их в те времена соломой набивали, то ещё куда. Оттого тетрадь вся поистрепалась.
Важен личный пример
Надежда Евгеньевна считает, что православие связывает поколения русских людей, объединяет, спасает, помогает идти дальше в нужном направлении. После переписывания той тетрадки прошло много лет. Бабушка Маруся вернулась в Свердловскую область, там и доживала свой век. Надежда побывала у неё в гостях, когда уже сама стала матерью.
Бабушка всё также усердно молилась Богу, дома у неё всё было в иконах. Она наставляла Надежду: "Когда Богу молишься о помощи, не жди сиюминутного разрешения проблем. Они решатся постепенно". Бабы Маруси давно нет в живых, но она стала для Надежды Балаганиной настоящим образцом истинной любви к Богу, которую эта сосланная женщина пронесла в сердце через всю жизнь, несмотря на все выпавшие ей испытания.
- В храмы я и теперь хожу, - делится Надежда Евгеньевна, вспоминая свою родственницу, показавшую ей дорогу к вере. – Жаль, конечно, что в детстве нам запрещали верить в Бога. Столько всего в юные годы можно было бы почерпнуть, узнать, если бы этому не препятствовали. Мои дети – все трое – крещёные, и внуки тоже. Сейчас больше возможностей быть ближе к Богу, духовно развиваться! Недалеко от нас – замечательный город Тобольск, духовная столица Сибири. Мне нравится там бывать, и всем рекомендую, в том числе подрастающему поколению. Там, под сводами древних храмов, особенно чувствуется благодать. А дома у меня до сих пор хранятся мамины иконы. И среди них есть одна старинная, без оклада. Даже не знаю, откуда она у нас появилась. Она написана на доске, и уже лик плохо видно. Хочу её как-нибудь в наш Викуловский храм передать – думаю, так лучше будет…
Фото из архива Елены Тропыниной
Выступление воспитанников "Истоков" в Свято-Троицком храме на Рождество, 2023 год