Жива вера в сердцах людей!

В селе Ермаки на месте снесённого в 1937 году Никольского храма установили стелу в виде церкви с куполами

Храм – это дом Божий, куда можно прийти и в радости, и в печали, где можно получить надежду и помощь, попросить и поблагодарить. Не зря считается, что любая церковь – это частичка неба на земле…

                                  "Село без храма – как дом без печи"

   Эта пословица была придумана русским народом. В дореволюционный период, на протяжении долгих веков, в нашей стране строили храмы повсеместно. И не случайно по значимости их сравнивали… с печкой. Без печки нельзя было представить быт наших предков: она и согревала, и кормила – в ней готовили пищу, и лечила – греясь на тёплой печи, больные скорее поправлялись от простуды и подобных заболеваний. По тому, в каком состоянии находилась в доме печка, судили об её хозяевах. Например, если печь чистая, побеленная, то и хозяйка в этой избе живёт трудолюбивая. Неисправность печки означала голод и холод для семьи. И настолько православным верующим были необходимы храмы, что их отсутствие они сравнивали с потерей печки, то есть с духовным голодом и холодом.

   Картина русскому человеку была такая привычна: чуть покрупнее деревня – и в ней уже обязательно есть Божий дом, без преувеличения сердце деревни, центр объединения и силы. Так было и в Викуловском районе. Ещё в начале прошлого столетия в Чуртане стоял Вознесенский храм, в Озерном – Никольский, в Балаганах – Казанской иконы Божией Матери, в Ермаках – храм во имя святителя Николая, в Базарихе – во имя святителя Феодосия Черниговского, в Малахово – во имя Архистратига Михаила, в Калинино – Вознесенский, в Каргалах – Христо-Рождественский храм, в Рябово – во имя Петра и Павла… Все они были разрушены в двадцатых-тридцатых годах. Полностью восстановить, и то  только в конце двадцатого века, удалось Викуловский Свято-Троицкий храм.

                                  Из истории Никольской церкви

   Ермаки от районного центра Викулово отделяет порядка семидесяти километров. Село было основано в 1886 году белорусами-переселенцами, выходцами из деревни Рагинь Рогачёвского района Могилёвской области. Чтобы заселить территории таёжной зоны, приспособить целинные земли под пашни, им пришлось долго и много трудиться, не жалея сил.

   Переселенцам и так было тяжело, а без своего храма – вдвойне. Поэтому, не успели они "окрепнуть", обжиться на новом месте, сразу же взялись за его строительство. Никольская церковь в Ермаках была открыта в 1910 году. А первые записи о крещении людей в архивной церковной книге сделаны в 1912-ом.

   По словам потомков очевидцев, священнослужителей в церкви было двое. Один из них утонул в реке Тенис, и это место до сих пор называют "Поповским омутом". Второй, батюшка Иван Корнилович Модестов, служил в храме вплоть до его разорения. У него была большая семья: жена Надежда Фёдоровна,1893 года рождения, и семь детей. Чтобы прокормить семью, отец Иоанн держал большое хозяйство: коров, лошадей, пчёл, кур, гусей. Он с любовью проводил богослужения, исполнял все церковные требы. Этого человека на селе уважали.

 

На снимке: Модестов Иван Корнилович

Церковь старожилы описывали так: "Деревянная, высокая, больших размеров. Стояла на увале, где сейчас находятся хозяйственные постройки Прокопцовых. Красивые, высокие окна выходили на реку Тенис". Украшением церкви были колокола. Самый большой колокол располагался в центре колокольни, а по бокам - два колокола меньших размеров. Их звон слышался не только в Ермаках, но и в соседних деревнях.

    Имелось в Никольской церкви и множество старинных икон. Стояли они в два - три ряда. От них исходила благодать на людей. В большие православные праздники жители шли в сельскую церковь. Ни в один из праздников церковь не пустовала. Прихожане добирались сюда из разных уголков: на лошадях, пешком - кто как мог. А деревенек рядом с Ермаками тогда находилось много: Еловка, Осиновка, Битьёво, Муравлиное, Скрипкино, Тамакуль, Пестовка, Жигули, Спириха… Ехал народ и из дальних деревень Омской области. Посещать церковь набожные люди считали своим долгом, образом жизни.

   Все традиции, которые передавались из поколения в поколение, исполнялись. Особенно красочные воспоминания оставили старожилы о предпасхальном дне Красной субботы. В это время ходили в лес, заготавливали мягкие ветки пихты, приносили домой и устилали ими пол, раскладывали в сенях и на крылечке. С вечера топили русскую печь, и праздничный пасхальный обед к утру был готов. Крашеные яйца, заранее приготовленные куличи и другие яства вёдрами, несмотря на расстояние, несли в Никольскую церковь для освящения.

                                               Такое не забывается

   В воспоминаниях свидетелей далёких событий всё описано так, как происходило на самом деле. В администрации Ермаковского сельского поселения оформлена папка, в которой собрана вся подробная информация. Хранят её страницы и историю разрушения Никольского храма. А было это так.

   Накануне Пасхи в 1937 году квартирант Елизаветы Прокопьевны Веренковой Пётр Дериглазов, проживающий с женой и двумя дочерьми, предупредил хозяйку, что будут громить церковь, бросать в окна кирпичи. Посоветовал ей во время службы возле окон не стоять. Случилось так, как он и говорил. Но, несмотря на попытки прервать службу, этого сделать не удалось. Убежали с неё только дети, остальные прихожане встали возле стен и продолжили молиться. Батюшка Иоанн стоял в центре храма, читая молитвы. Продолжал служить, махая кадилом, хотя кирпичи летели в разбитые окна. Господь хранил батюшку и людей, никто не пострадал.

   В этот день иконы не тронули. Позднее иконы стали выбрасывать из церкви, топтать их ногами, сбрасывать в овраг, сжигать в пожарной организации. Те, кому было жаль иконы, забирали их домой тайком. Житель Ермаков Фёдор Босяков принёс домой икону, и долгое время она находилась в семье, а позднее "остановилась" у дочери Лидии Филипповны Прокопцовой и её мужа Павла Ефимовича. После их смерти икону передал в храм села Викулово их сын.

   Но были и другие случаи. Одну из икон с ликом Иисуса Христа жительница села приспособила для хозяйственных целей. Служила икона долгое время у неё в кладовке вместо двери, пока дом не купила семья Александра  Макаровича и Феодоры  Даниловны Суздалевых. Они сняли икону с "дверей" и поставили в красный угол в доме. Икона эта была обезображена: у образа Иисуса Христа выколоты оба глаза острым предметом, крест на крест перечёркнута вся икона.

   Летом 1937 года, в самый разгар сенокоса, раздался страшный гул по окрестностям Ермаков. Это снимали колокола с Никольской церкви. Председатель сельского Совета поднялся на колокольню, набросил на колокола верёвки, а внизу мужчины тянули их вниз. Позже её и вовсе разобрали. Так Ермаки лишились собственного храма.

                                           От раздумий – к действиям

   Можно только представить эмоции тех ермаковцев, для которых в те годы храм был любим и значим. Что они чувствовали, когда их святыня была поругана? Опустошение, грусть, сожаление… Храм, лишившись купола, осиротел, а вместе с ним как будто осиротело и само село. Он стоял на возвышенном месте у реки Тенис и был виден далеко за пределами населённого пункта. Жители вспоминают: без куполов храм как будто стал "обезглавлен". Зрелище это было жуткое.

   После полного его разрушения остался лишь пустырь – безмолвное, но символичное напоминание о случившемся. Неподалёку возвели Дом культуры, где проводили концерты, праздники, отмечали все значимые события. Но верующие всегда с тоской смотрели в ту сторону, где стоял Божий дом. И многие, многие носили в сердцах идею: "Придёт время, и храм обязательно восстановим!"

   "Нельзя, чтобы такие намоленные места оставались забыты…" - так думала и школьница Марина Ожгибесова, бывая на том пустыре. "Как сделать так, чтобы этого не произошло?" - рассуждала она, уже будучи взрослой женщиной.

   В Ермаках Марина Алексеевна родилась и выросла. В райцентр переехала более тридцати лет назад. Здесь у неё семья, работа - трудится в районном Доме культуры бухгалтером. Вырастили с мужем четверых детей, уже есть восемь внуков! На малой родине, где знакома каждая тропинка, бывает часто, навещает оставшихся там родственников.

  

На снимке: Марина Плюхина возлагает к стеле цветы

Её предки были одними из первых жителей Ермаков. Прадед Димитрий Исидорович Ожгибесов – первый учитель при местной церковно-приходской школе. Возможно, отсюда и берёт корни духовность всей этой семьи. Димитрий Исидорович был родом из деревни Монастырки Пермской области. Тобольская епархия направила его работать в Ермаки, когда там открылся Никольский храм. Так семья Ожгибесовых по линии отца Марины поселилась в белорусском селении. Известно, что учитель умер в 1937 году в возрасте 57 лет. В тот же год, когда был разрушен храм.

   - Наше село Ермаки само по себе уникальное, - рассказывает Марина Плюхина (Ожгибесова). – На мой взгляд, здесь, как ни в каком другом уголке района, особенно чувствуется связь поколений. Здесь бережно относятся к старине, создан музей, экспонаты которого рассказывают о быте переселенцев. Испокон веков люди тут жили верующие. Такой была и наша семья. Когда храм разрушили, иконы жители забрали домой и хранили в тайне. У меня самой хранятся две иконы, они достались мне ещё от бабушки, матери моей мамы Марины Елисеевны Черняковой. Мой отец Алексей Георгиевич работал председателем Ермаковского сельского совета и агрономом, мама Евдокия Елисеевна – в местной больнице дезинфектором, потом санитаркой. В семье нас было трое детей. А вот бабушка Марина – мать-героиня. Вырастила двенадцать ребятишек, десять из которых родила сама, а двое были детьми мужа. Вторая бабушка, мама отца, Вера Николаевна Цитрикова, тоже жила с нами. В основном нашим воспитанием она и занималась. Бабушка Вера часто говорила мне о храме. Особенно врезались в детскую память её слова о том, что после разгрома церкви все колокола были сброшены в рядом протекающую речку. Долго ещё они лежали в воде и блестели на солнце. В детстве этот момент казался мне особенно печальным, я не понимала, как можно сделать такое. А ещё бабушка рассказывала, что у людей, кто принимал участие в разгроме храма, судьба трагически окончилась…

   Мысли о Никольском храме не покидали Марину с юных лет до зрелого возраста. Вопрос сохранения исторической памяти важен, и ей казалось, что неправильно оставлять его без внимания. В 2020 году решила: пришло время действовать, откладывать дальше нельзя. И всерьёз занялась решением этого вопроса.

   Изначально планировала установить на месте Никольского храма поклонный крест. Обратилась за содействием к настоятелю Свято-Троицкого храма отцу Владимиру. Он написал в Тобольскую епархию, чтобы дали на это разрешение. Но, когда были опрошены местные жители, оказалось, что не все поддерживают такую идею. Марина Алексеевна опускать рук не стала, начала искать другой вариант. В итоге предложила установить стелу в форме церкви с куполами, которая бы по форме напоминала Никольский храм. Эта идея больше "приглянулась" населению и получила одобрение.

   Полностью осуществить задуманное Марине Плюхиной удалось при поддержке земляков и администрации Ермаковского поселения. А ещё – своей семьи. Вся родня поддержала благородную инициативу. Инициатору же пришлось проделать огромную работу: собрать подписи жителей – а это было в 2020 году, в непростое время пандемии, объяснить каждому важность предстоящего дела, подготовить участок, оформить все документы, найти и заказать эскиз стелы, затем привезти её, установить, частично благоустроить площадь возле неё… С поиском необходимой информации о храме Марине помогла уроженка Ермаков Елена Новикова. Общими усилиями начатое дело было успешно завершено. На это ушло два года.

                                                Открытие стелы

   Дата 15 октября 2022 года запомнится ермаковцам. В этот день на территории их сельского поселения появился ещё один культурный объект, новая достопримечательность. 28 числа состоялось открытие стелы. На нём присутствовали неравнодушные жители, представители местного руководства и иерей Сергий. Собравшиеся прошли крестным ходом к месту, где раньше стоял Никольский храм, возложили к стеле гвоздики. Иерей Сергий освятил её. 

   - Жители восприняли новость об установке стелы положительно, - говорит глава Ермаковского поселения Светлана Ожгибесова. – Мероприятие прошло в торжественной обстановке. Летом около стелы будет проводиться выкос травы, чтобы все желающие и гости села могли к ней подходить. Это, прежде всего, память. Да, храма давно нет, даже его фото уже не найти – не сохранилось. Так же и память: если не увековечить, может бесследно исчезнуть. А стела ещё нескольким поколениям расскажет о событиях минувших веков.

  

На снимке: надпись на стеле

Металлическая конструкция с информационным стендом была установлена полностью за счёт Марины Алексеевны. Но она признаётся: деньги в этом случае - не главное. На вопрос, что же она почувствовала, когда дело было сделано, ответила:

   - Наверное, облегчение. Как будто исполнила свой долг. Но я не для себя это сделала - для людей, для внуков своих, чтобы помнили.  

  

На снимке: стела на месте Никольского храма

Таким образом сохранена не только память о храме, но и о предке – Димитрии Исидоровиче Ожгибесове. Его имя также вписано на стелу, наряду с первым священником Георгием Герасимовичем Якушиным, псаломщиком Гавриилом Терентьевичем Журбой, церковным старостой Евдокимом Григорьевичем Мельниковым и другими деятелями. Также на стенде указано, что последняя служба в Никольском храме была проведена 2 мая 1937 года. Сказано и про священника Ивана Корниловича Модестова, проводившем её. Тот самый батюшка Иоанн был арестован 28 мая этого же года, осуждён "тройкой" Омского УНКВД 23 августа и расстрелян в Омске 27 августа. Реабилитирован 4 июля 1989 года.

   Та же участь постигла и сторожа церкви Кузьму Макаровича Зубарева. Он был расстрелян в Ишиме 18 августа 1937 года. Старосту Ефрема Илларионовича Босякова расстреляли в Омске 31 марта 1938-го. Оба пострадавшие за веру мужчины также в последствии были реабилитированы.

   Ермаковцы с уважением отзывались о появлении стелы, потому что нашёлся человек, который сделал то, о чём думали многие, но не решались сделать. Много откликов получили новости об этом событии и в социальных сетях. "Живёт село, и предков своих помнит", - отмечали в них те, кому история родного села не безразлична. И в целом по стране отмечается всё большее обращение народа к своим традициям, религии. Основу православия составляют нравственность, любовь, сострадание, патриотизм. Поэтому, чем больше мы будем обращаться к истокам нашей веры, чем больше памятников будем возводить и ценить историю своей страны, извлекая уроки из прошлого, тем сильнее станем как народ…

На снимке: Иерей Сергий освящает стелу

                                                 Вопреки всему

   Того Дома культуры в Ермаках, что стоял рядом со старой церковной территорией, уже давно нет. Его снесли в 1988 году, построили новое здание на другом месте. Оттого на увале теперь не шумно. И по-прежнему живописно. Рядом всё также протекает речка Тенис, в которую около века назад были сброшены церковные колокола, шумят высокие деревья…

   - Может, кто-то скептически отнесётся к тому, что я скажу - смотря кто как духовно воспитан, - считает Марина Плюхина. – Но я думаю, что эта возвышенность у Тениса - святое место, потому что здесь стоял храм. Хочется сказать большое спасибо тем, кто поддержал мою идею, помог словом и делом. Дай Бог всем здоровья!                                                       

   Слова Марины Алексеевны о том, что народ в Ермаковском поселении по большей части живёт верующий, находят подтверждение в разных вещах. Тому наглядный пример – сохранение уникального для России обряда "Свеча" в первозданном виде. Зародился он в соседней с Ермаками деревне Осиновке, основанной также белорусами-переселенцами. Сотни людей, несмотря на январские морозы, каждый год собираются в этот праздник в Осиновке, чтобы поклониться чудотворной иконе "Воскресение Христово".

   Со времён войны и до наших дней местные жители носят эту икону из дома в дом 7 января. Постилают по дороге солому, все собравшиеся люди становятся на колени, а двое мужчин несут тяжёлую трёхстворчатую икону над головами людей в следующий дом. И стоит икона в этом доме вновь до Рождества. А после её уносят к следующим хозяевам. Раньше икона возвращалась в какой-либо дом через много лет, так как численность населения деревни была большой. Сейчас она существенно сократилась.

   Про обряд не раз писали в нашей газете "Красная звезда" и других печатных изданиях, снимали сюжеты, фильмы и показывали по телевидению. С каждым годом народу на "Свече" становится всё больше. Она стала своего рода "визитной карточкой" Викуловского района, о ней знают далеко за его пределами. В 2022 году этот обряд был внесён в список объектов культурного наследия регионального значения.

   Уезжают люди со "Свечи" с благословлением Божьим, со спокойствием в душе и надеждами на лучшее – каждый со своей… Живущие на этой территории люди по-прежнему тянутся к родной вере и не забывают свои традиции, приобщая к ним других. То, что обряд "Свеча" сохранился в нашей сибирской глубинке практически без изменений, можно считать настоящим чудом.

   А вообще в Ермаках несколько лет назад уже предпринимались попытки восстановить былой храм. Начала это дело Надежда Алексеевна Девина (Леоненко) летом 2013 года. Тогда подключились к этой работе глава поселения Надежда Оленич, представители руководства, настоятель Свято-Троицкого храма в Викулово отец Владимир и другие люди. Но восстановить храм оказалось слишком затратно, финансовых средств на строительство не нашлось. Было предложено вместо этого открыть часовню.

   Батюшка встретился с церковным Советом, созданным в Ермаках. Он обстоятельно объяснил пути, по которым жителям нужно идти к цели. Те исполнили всё, как требовалось. В день празднования Николы Зимнего, когда почитают святого Николая Чудотворца, группа единомышленников ходила на то место, где раньше стояла церковь. С собой принесли икону, читали акафист, канон, просили у Бога благословения.

   И вот, в старом магазине, взятом в аренду в Ермаках, всё-таки появился молебный дом. Действует он и сегодня, на протяжении почти девяти лет. Здесь, в этом молебном доме, теперь хранится та самая икона с перечёркнутым ликом Иисуса Христа, которая много лет служила дверью. Сколько ей пришлось всего "пережить", чтобы снова оказаться на своём месте! А носит часовня такое же название, как и разрушенный храм ранее – Никольская. Вот такое получилось возрождение утраченного.

  

На снимке: Ермаковский приход

…Наши предки раньше поговаривали: "Не повезло жителям тех мест, где нет даже самой маленькой церквушки - они лишены благодати Божьей". Однако с приходом советской власти большинство храмов в России были снесены или перестроены под помещения другого назначения. Но верующие люди и в наше время с тем мудрым изречением согласны. И появление на прежнем месте - пусть не церкви, а стелы в виде неё - расценили как добрый знак: каким только гонениям не подвергалось православие, но оно по-прежнему живёт! А вместе с ним живёт и развивается Россия.

   Вот и священнослужители, рассуждая на такие темы, всегда говорят своим прихожанам: "Не злоба и ненависть, не ругань, не войны изменят мир в лучшую сторону, а церковная молитва и добрые дела". И чем больше добра будет сделано каждым из нас, тем мир вокруг чуточку лучше станет.

Фото Татьяны СУХОВОЙ и из архива Светланы Ожгибесовой

Другие материалы по тегу "Укрепляя единство"