Это было недавно, это было давно

6+
Благодатные дни юности!
Старость любит возвращаться к ним сквозь туман
времени.
Джордж Гордон Байрон
Готовится отмечать своё 330-летие родное село! А кажется, совсем недавно наша уличная компания отмечала 300-летие села и нашу встречу после 40-летней разлуки. Сколько было воспоминаний, спето песен, интересных, весёлых и грустных случаев из жизни…
Молодость-юность ты наша! Не лёгкая ты была у нас, но прекрасна и удивительна. Это как весенний поток жизненной деятельности и кипения. Мы умели и работать, и отдыхать. Местом отдыха, встреч и познавательных мероприятий был Дом культуры по улице Ленина. Яркие афиши, написанные Склюевым Степаном Васильевичем, приглашали нас на танцы, концерты, на вечера отдыха.
Чем же отличался вечер отдыха от вечера танцев? На вечере отдыха, кроме танцев, проводили другие развлечения – игры, аттракционы, викторины, конкурсы плясунов, групповые переплясы: "Барыня", "Цыганочка", "Русский перепляс" и так далее. На вечере отдыха работал буфет, где можно было купить лимонад, нарзан, боржоми, морс, булочки, пряники, печенье, конфеты (в основном – карамель). О спиртных напитках и куреве даже мыслей не было.
Заводилами этих мероприятий были в то время молодые, энергичные девчата – Зоя Михайловна Решетникова и Жарова (Штирц) Светлана Ивановна. Помогал им Склюев Степан Васильевич, который в конце вечера обращался к присутствующим со словами: "Девчата, кто завтра будет свободен вечером, приходите, будем разучивать новый танец". И что же мы с ним разучивали, и как? Он нам подпевал или считал.
Падеспанец – хорошенький танец, его очень легко танцевать.
Кабардинка – "Мамочка, купи ты мне ботинки, я станцую танец кабардинки". Но, к сожалению, этот танец из вида лезгинки, и он у нас не прижился.
Полька – учили под счёт: пятка – носик – три притопа и так далее. Этого танца больше 10 видов. Но наш учитель Анатолий Васильевич Давыдов любил танцевать польку-бабочку.
Фокстрот, краковяк – умеренно быстрые танцы.
Падеграс – красивый, бальный, спокойный танец. Танцуя его, мы представляли себя на балу в богатом зале дворца.
Танго – ритмичный, энергичный, чёткий. Особенно красиво его танцевали Василий Дмитриевич Мозалевский с Зоей Михайловной Решетниковой.
Но коронным танцем был, конечно, вальс. Почему "коронный"? Да потому, что вальсов больше десятка разновидностей: вальс-мазурка, русский вальс, солдатский вальс, школьный вальс и так далее. Вот на этом вальсе хочется остановиться ненадолго, и пусть меня простит молодёжь, если я ошибаюсь. По-моему, этот вальс школьники танцуют только тогда, когда прощаются со школой. Но когда эти бывшие школьники встречаются в школе через 5-10 лет и их встречает в зале музыка вальса, то очень мало кто несётся в вихре вальса, в большинстве напоминают фигуру мотающегося столба.
Какими эпитетами награждают вальс: "негромкий вальсок", "белый, как снег, и добрый, как друг", "то тихо плывёт над землёй, то вихрем закружит" и так далее. Да, вальс – вечный танец. Доказательством тому – слова из песни, где люди преклонного возраста во время танца как будто сбрасывают с плеч не один десяток лет и в омут летят с головой.
В наше время красиво танцевали вальс-бостон Щитова Галя и Ващенко Виктор – будущие супруги.
Танцы наши были все парные, то есть в одиночку их не станцуешь. Одиночные, групповые, хороводные часто под частушку не танцевали, а плясали на вечере отдыха. Поэтому, прежде всего, собираясь на танцы или на вечер отдыха, мы готовили себя внешне: причёска, скромная, но чистая и отглаженная одежда, обувь. Боже упаси, если в зал задёт парень в грязной обуви, нараспашку накинутая рубаха, брюки в гармошку, да ещё подпивши – лучше не заходи! Пристальное око директора ДК Вержбицкого Геннадия Константиновича всё заметит, и он тихонько, вежливо выпроводит такого "красавца" на улицу гулять.
Приготовив себя внешне, договаривались с подругой или дружеской компанией, чтобы танцевать вместе и не стоять в одиночестве, а лучше всего когда ты едешь с партнёром или партнёршей. Но молодёжь – она везде одинаковая. Есть озорные, бойкие, считающие себя выше всех и, наоборот, тихие, скромные. Такие были и среди парней, и среди девчат. С кем-то хотелось танцевать, а с кем-то нет. У одного такого "короля танца" не было своей постоянной напарницы, а тех, кого он приглашал, шли с неохотой, но и боялись отказать, потому что мог опозорить, унизить. Какие уже тут танцы – лучше бежать.
Ну а скромные парни стояли, смотрели, думали: "Приглашу, а вдруг откажет, не пойдет!" И ждал этот парень, когда объявят белый танец, когда девушка пригласит его сама. И если такое случалось, парень воодушевлялся. Может быть, впервые он трепетно сжимал её ладошку в своей ладони, нежно приобнимал за талию и робко заглядывал в её глаза, чувствуя, как "электрическая искра" пробегает по всему телу. А девчонка вспыхнула алым маком, смущённо улыбнулась и тихонько прошептала: "Ну что стоим, танцуем!" Кто знает, может эта тоненькая ниточка взаимного понимания и приведёт их к крепкому жизненному канату под названием "любовь".
Да, сколько же семейных пар благодаря танцам вышло из нашего Дома культуры!
Но жизнь продолжается, и всё меняется. Не стало афиш "Сегодня танцы", "Вечер отдыха", заменили новым "Дискотека". Вначале это слово обозначало вроде как культурно-просветительскую работу. Мне запомнились две такие дискотеки. Первая была посвящена произведениям Александры Пахмутовой, где рассказывали о её песнях, под них танцевали, их пели. Во время викторины узнавали авторов слов песен, исполнителей и так далее. Вторая встреча была посвящена зиме, так как приближался Новый год. программа та же – песни, стихи, игры, викторина, танцы. Вроде всё хорошо, всё нормально, но потом мне пришлось посетить дискотеку в конце лета. Я была просто в шоке! Первое, что пришло в голову, -- это заменить слово "дискотека" на слово "скачки". Потом вдруг, глядя на внешний вид участников, вспомнила слова песни: "При народе в хороводе парень девушку обнял, а девчонке стыдно стало, стала плакать и рыдать". Здесь же о каком стыде могла идти речь, наоборот, просто призывали к поцелуям, к изучению телесной поверхности. Изучай, всё открыто! Эх, сюда бы нашего Вержбицкого Геннадия Константиновича!
Пусть не обижается молодёжь, если прочитает мои воспоминания. Я не собираюсь вас судить, обвинять в чём-то. Я прекрасно понимаю – время бежит, года идут, меняются взгляды, привычки, обряды, но, как говорят историки: "Охранять традиции – значит дать им развитие и продолжение, если их не совершенствовать, то они вырождаются". Что и случилось, к сожалению, с нашими танцами. Молодые люди! Запомните: юность бывает однажды и никогда больше не возвращается. Берегите свою молодость! Живите так, чтобы на старости было что вспомнить про молодые годы.
Александра ГЕРАСЁВА, коренной житель с. Викулово