Судьба председателя, или Человек из маленькой деревни

(Окончание. Нач. в № 10).

 

   "…В январе 1970 года я освободился от должности председателя колхоза по личному заявлению в связи с длительной и серьёзной болезнью. Мне не раз ранее врачи предлагали оставить эту работу".

    Здесь я должен сделать отступление. Конечно, не так просто ушёл председатель со своего поста. Да, он действительно болел.  Сказывались фронтовые ранения, напряжённая ответственная работа. Отец работал, можно сказать, на износ. Дома мы видели его нечасто. Утром, когда просыпались, отец был уже на работе. Вечером ложились спать, он только возвращался с работы. Отец много курил, бывало, за день на работе выкуривал по две пачки "Беломора". Но были на это и другие причины. Об этом я расскажу чуть позже.

   Отец очень переживал, когда дела в хозяйстве шли плохо. Строго спрашивал с подчинённых, что некоторым не нравилось, был самокритичным. Приведу выдержки из отчётного доклада председателя колхоза "Восход" общему собранию за 1963 год: "Колхоз продолжает отставать в экономике. С задачей ликвидации отставания я не справился…" То же – за 1968 год: "…основной упор в докладе сделан на вскрытие недостатков. И все они в той  или иной мере относятся к председателю. И я их принимаю. …Работал почти три года без отпуска".

   В подтверждение слов о плотном графике работы председателя колхоза приведу записи из его рабочей тетради за 1969 год:

   "…7 января – совещание работников животноводства на Рябовской ферме.

   11 янв. – заседание правления. Учреждение 5 премий по 100 рублей каждому в честь 100-летия В.И.Ленина.

   12 янв. – проводил совещание на Вараксинской ферме.

   13 янв. – заседание комиссии по Положениям.

   15 янв. – заседание правления. Доклад комиссии…

   20 янв. – общее собрание колхозников Шешуковского участка.

   22 янв. – совещание зав. участками и бригадиров.

   23. янв. – собрание колхозников в Михайловке с Аксёново. В этот же день в 5 веч. – партсобрание. Присутствовали Бизин и Черняков. РК КПСС. Вопросы…

   24 янв. – совет межколхозного лесхоза. О Тавинском мосте? Решено построить.

   …

   29 янв. – 5 ч. Вечера. Засед. Правления по вывозке леса.

   31 янв. – Собрание колхозников в Рябово с Мостовкой (96 чел) по тем же вопросам.

1.     II – Викулово. Вызов к Хлынову к 10 утра по электрификации.

2.     II – Ишим, с Пономарёвым Г.Д. (гл. инж.). Водстрой, лесоторг. База, база сбыта.

3.     II – Хлынов, Лужин, Соловьёв – приезд, разговор на бюро – претензии (Васильев, Гилёв).

4.     II – поездка в Ишим: трубы, сух. Штукатурка, мебель.

7. II – поездка на сессию райсовета.

8. II – Сегодня я именинник. 48 лет. Поздравили работники бухгалтерии. Район – ничто. Секретарь парторг., предсовета – молчат.

9. II воск. Всю зиму я не использую ни одного выходного. Работаю и сегодня. Надо же готовить отчётный доклад.

   Общее собрание колхоза было намечено на конец февраля. Незадолго до него к председателю пришёл механизатор Ткачёв и рассказал, что Васильев (председатель с/с) и Тропынин (зав. участком) уговаривали его выступить, чтобы "прокатить" Плесовских на собрании. Были и другие сигналы о готовящемся заговоре. Отец продолжал спокойно работать. Да, у него, как и у любого другого, были и ошибки, и он это признавал. Особенно подпортила репутацию его связь с одной молодой особой, которая даже пыталась разбить нашу семью. Но отец не допустил этого. Конечно, он за всё нёс ответственность. Тогда ему на партбюро "влепили" выговор. Но главное, колхозники знали, что председатель работает честно, с полной отдачей. За все годы он не построил особняка, не приобрёл автомобиля. В Рябово наша семья семь лет жила в маленькой квартире при почте, которую дали маме.  И лишь когда строители из Белоруссии построили целую улицу богатых домов, мы переехали в один из них.

   На собрании председатель колхоза подвергся острой критике. После выступлений в прениях представитель  предложил выбрать нового председателя, кандидат уже сидел в президиуме. Но большинство колхозников вновь проголосовало за Семёна Александровича. И он продолжил работать. Хотя удар, нанесённый ему "в спину", был очень болезненным. 

   В октябре 1969 года меня призвали в армию, и на два года я оказался в далёкой Германии. О дальнейших событиях узнавал из писем.

   Итак, в январе 1970 года в колхозе "Восход" состоялось очередное отчётно-выборное собрание. Старый сельский клуб был переполнен. В президиуме гости из райцентра: первый секретарь райкома С.М.Хлынов и председатель исполкома А.М.Лужин. Первым отчитался Семён Александрович. Его доклад, как всегда, был обстоятельным, с цифрами и выводами.  Все последующие выступления свелись к острой критике председателя. На этот раз его противников было больше, и они неплохо подготовились. Было внесено предложение об избрании нового председателя И.Г.Гилёва. Но вопрос не проходил. Начальство продолжало "давить". Бывший заведующий животноводческим комплексом И.П.Хилькевич хорошо помнит события тех лет.  И сегодня сокрушается о развале крепкого хозяйства и всей отрасли в целом.

   То собрание кончилось тем, что председатель встал, поблагодарил колхозников за совместную работу и попросил отпустить его… После этого люди стали расходиться.

   Из выступления Семёна Плесовских перед молодёжью:

      "…Активная работа в комсомоле с 1937-го по 1951 год – 14 лет непосредственно и после этого… И работа в рядах нашей Коммунистической партии с 1942 года в течение вот уже 35 лет – всё это явилось хорошей платформой для  активной жизненной позиции.

   И вот я, выросший в бедности и нужде, прошедший в годы суровой войны по земле Московской, Калужской, Псковской, Калининской, Смоленской, Новгородской, Калининградской областей, Латвии, Литвы, Белоруссии и Польши, отработавший многие годы, спрашиваю себя: что мне кажется самым лучшим и дорогим качеством в моей жизни? И отвечаю: Патриотизм. Беспредельный патриотизм…

   …А когда я слышу разговоры о нравственности, то вспоминаю любовь и преданность свою Родине, любовь и преданность труду…"

   Из биографии:

   "Много было в жизни моментов, и менее, и более значительных, и положительных, и отрицательных. Обо всём не скажешь. Были в моей биографии и тёмные пятна. Но зачем о них? Теперь это не имеет никакого значения".

   …Февраль 1970 года прошёл для моего отца в ожидании. Он надеялся, что его пригласят в район и предложат другую работу. Но этого не произошло. О нём словно забыли.

   Отец был вынужден искать работу сам.

   В марте родители переехали в Северный Казахстан. Год отец работал заместителем директора совхоза "Пушкинский", что в 100 км от Петропавловска. Затем его перевели в райцентр (с. Явленка) директором комбината бытового обслуживания населения.

   Выдержка из приказа начальника облбытуправления Северо-Казахстанского  облисполкома от 7 февраля 1972 года:

   " …За выполнение  дополнительного задания бытовых услуг за декабрь, выполнение годового плана и сверхплановой прибыли премировать директора, главного инженера, старшего бухгалтера и старшего экономиста по месячному окладу каждого".  

   В характеристике, подписанной начальником облбытуправления, говорится:

   "…Тов. Плесовских С.А. работоспособный, инициативный, требовательный к себе и подчинённым руководитель. Пользуется большим авторитетом у коллектива райбыткомбината".

   Работая в совхозе, отец с отличием окончил одногодичный экономический факультет Всесоюзного  сельхозинститута заочного обучения и получил квалификацию организатора-экономиста. И в 50 лет он продолжал учиться.

   Отца всегда тянуло на родину. В октябре 1972 года родители переехали в Викулово, где отцу предоставили работу и квартиру. С октября 1972 года по июнь 1975-го он работал директором межколхозного лесхоза. По итогам 1975 года был награждён знаком "Победитель соцсоревнования".

   После службы в армии я немного работал  рабочим на пилораме в лесхозе у отца. Затем, по его совету, поступил  в Уральский лесотехнический институт. На 3-м курсе хотел перейти на заочное отделение, но отец посоветовал не делать этого. В дальнейшем я убедился в правильности этого совета, как, впрочем, и других.

   В 1978 году, окончив институт, я вернулся в Викулово и стал работать инженером лесного хозяйства.

   В 1976 году отец перенёс серьёзный инсульт, и ему дали группу инвалидности на один год. Врачи предлагали оформить её пожизненно. Для этого нужны были справки о фронтовых ранениях. Но эти справки не сохранились. Отец решил вернуться на работу, но его место было занято. От предложенной должности директора заготзерно он отказался. Начальник объединения "Облмежколхозлес" предложил работу директором Сорокинского межколхозного лесхоза. Отец согласился. Родители снова переехали, оставив мне неблагоустроенную квартиру.

   В 1979 году меня перевели на работу в Сорокино и дали, как и родителям, 2-комнатную благоустроенную квартиру.

   В 1980 году отец вышел на заслуженный отдых и стал пенсионером республиканского значения.

   В марте 1982 года меня перевели в Тобольский мехлесхоз. В сентябре отец приехал ко мне погостить, повидаться с внуками. И, словно предчувствуя что-то, предложил сходить в фотографию.

   4 декабря того же года отец скончался от обширного инфаркта в Ишимской больнице. Я успел застать его живым. "Ты знаешь, сын, что делать. Я надеюсь на тебя" -- это были его последние слова.

   Я перевёз тело отца в Викулово. Попрощаться с бывшим председателем приехала большая делегация колхозников из Рябово. По дороге на кладбище первым шёл А.Ф.Репилов с его портретом. Рядом фронтовой друг отца Николай Шаталин нёс подушечку с 12-ю правительственными наградами.

   Приехав на 9-й день после похорон, я побывал на приёме у С.М.Хлынова. Вскоре  маме выделили однокомнатную квартиру в новом доме. Я перевёз её из Сорокино.

   Теперь могилы родителей рядом. Недавно благодаря стараниям сестры Любы у них появился новый памятник. И когда я стою  возле него, мне хочется сказать: "Здесь лежит патриот своего края, -- и добавить его слова, которыми он озаглавил свою биографию (написанную в октябре 1977 года), -- Человек из маленькой деревни".

                                                       

Другие материалы по тегу "Викулово-330"