Екатерина Каргаполова: "Мы победим коронавирус все вместе!"
Руководитель моноинфекционного госпиталя ОБ № 3 (Тобольск) Екатерина Каргаполова рассказала, как врачи спасают пациентов,
Профилактическая работа с подростками имеет много направлений, одно из них – работа по предотвращению суицидов. Проблема, к несчастью, актуальна для современной школы, а значит, взрослые должны знать
не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов. Этой темы касается наша сегодняшняя беседа с инспектором ГПДН ОП №2 МО МВД России "Ишимский", капитаном полиции И. В. КОРОЛЁВОЙ.
-- Ирина Владимировна, почему часто современные дети направляют агрессию на себя при малейших бедах и неудачах? Как Вы считаете? И как распознать ребёнка, склонного к самообвинению?
-- Негативную роль в проявлении аутоагрессивности ребёнка играют перенесённые когда-то заболевания: инфекционные, поражающие ЦНС, неврологические, черепно-мозговые травмы. В этих случаях необходимо консультироваться у врачей – может ли такое заболевание повлиять на формирование суицидального поведения. Следует проанализировать реакции ребёнка на конфликты, споры, ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли такие высказывания: "мне всё надоело", "мне надоело жить в таких условиях", "лучше не жить, чем жить с вами". Но не только перенесённые заболевания влияют на поведение детей. Нужно внимательно наблюдать за особенностями поведения. Как ребёнок реализует свои желания? Особенно те, что с трудом. Если он при этом старается нанести себе вред (падает на пол, бьётся головой), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой вид поведения может привести к демонстративно-шантажному виду поведения.
Нужно наблюдать за детской игрой. Направлена она на созидание или на разрушение? Если ребёнок чаще всего ломает игрушки, сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им субъективно воспринимаемых как непреодолимые, ребёнок направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит ребёнок по телевизору, что читает, какие у него любимые герои, какую музыку слушает.
-- Как семья влияет на возможность развития суицидального поведения?
Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника. К семейным факторам риска суицидального поведения детей относятся: развод родителей, смерть близкого человека, конфликты с родителями, завышенные ожидания родителей от ребёнка, отсутствие внимания и заботы со стороны родителей, жестокое обращение с ребёнком в семье. Корень нарушений отношений в семье – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребёнком. Чем младше ребёнок, тем больше он зависит от семейного психологического климата. Часто нет ощущения семьи. Например, нет совместных занятий с ребёнком в семье, ребёнка не привлекают к обсуждению семейных проблем, мнение ребёнка не учитывается в решениях вопросов, связанных с его воспитанием. Всё это может развивать у детей депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте. Причём у детей существует особая, "маскированная" депрессия, которая проявляется в прямо противоположном поведении: прежде спокойный ребёнок – суетливый, не уделяет внимания домашнему заданию, проявляет агрессию, прогуливает школу, находит странную компанию. И если родители заметили признаки депрессии, нужно посетить психолога, окружить ребёнка дома вниманием и заботой, стараться, чтобы он чаще испытывал чувство удовольствия и радости.
-- Таким образом, главное – это всегда любовь и внимание родителей…
-- Конечно! Главное, что может удержать ребёнка от агрессии, направленной на себя, это понимание ценности своей жизни, вера в родительскую любовь и любимое занятие. Берегите своих детей! Мы можем их спасти и помочь им своей любовью, вниманием, участием.