Трудной дорогой наставника

Сегодняшний профессиональный праздник, возможно, в последний раз в роли завуча Озернинской школы отметит Людмила Фёдоровна Мотенко. В ноябре наступит 55-й день её рождения, и 32 года своей жизни посвятила она работе в школе. Как и большинство педагогов, свою будущую профессию Людмила Фёдоровна определила, ещё учась в школе. В этой самой, родной, Озернинской. Учитель русского языка и литературы Надежда Григорьевна Квашнина стала для неё примером, и во многом благодаря её влиянию выбрала она учительскую стезю. Примером для подражания была и родная тётя, Нина Петровна Квашнина, всю жизнь проработавшая учителем начальных классов. Это были её первые наставники в будущей профессии.

После окончания Ишимского пединститута приехала молодой педагог в Каргалинскую школу, и хотя всего лишь год там работала, до сих пор с особой благодарностью вспоминает директора Ю. Г. Ананьева. Очень многому он научил, помог освоиться и потом всегда поддерживал.

В 1982 году Людмила Фёдоровна начала преподавать русский язык и литературу в Озернинской школе. И здесь повезло с наставником: Светлана Александровна Судакова, завуч, "взяла под крыло" молодую коллегу, помогла становлению, щедро делилась опытом. Скоро всё это пригодилось: учителю предложили должность завуча, и она согласилась.

-- Тогда в нашей школе было 245 учащихся, а сегодня 81, да учителей вдвое больше чем сейчас, -- рассказывает Людмила Фёдоровна. – И, несмотря на трудности, я постепенно освоилась. 18 лет завучем, и только 2 последних года не веду уроки, а так совмещала.

И как говорит директор школы Н.И. Долгушина, со всем справлялась, как и подобает профессионалу и наставнику. Очень ответственна, и на неё всегда можно положиться.

А ведь это очень сложно, и только опытному педагогу по силам. Прежде всего, составлять расписание на весь год, учитывая уровень сложности предметов, учителей, ведущих два-три предмета или внезапно заболевших. Под ежедневным контролем завуча – успеваемость и посещаемость учеников, некоторых приходится самой доставлять в классы. В обязанности завуча входит и работа с учителями: повышение квалификации, аттестация, помощь молодым педагогам. Работа с детьми-инвалидами – тоже на завуче, а ещё различные мониторинги, подготовка и организация ЕГЭ, и ещё, и ещё…

-- Особое внимание уделяем развитию творческих способностей детей, -- продолжает разговор Людмила Фёдоровна. – Пусть у нас их немного, но стараемся помочь "раскрыться" каждому. В минувшем учебном году на муниципальном этапе олимпиады школьников наши ученики получили 6 призовых мест. Ксения Мартынова, золотая медалистка, заняла первые места в районе по русскому и немецкому языкам. К сожалению, учеников всё меньше, 12 выпускников было в этом году. А сейчас в 10 и 11 классах – всего 8 учащихся, да в первый класс приняли 10. Что дальше будет?

Сложно загадывать. А может, время завершить педагогическую деятельность? Более 30 лет в школе - и ни разу не пожалела, сотни выпускников, десятки педагогов, для которых она была наставником в жизни, профессии, множество наград за достигнутые успехи. Две дочери выросли, получили высшее образование, младшая пошла по стопам мамы: учитель начальных классов в одной из школ г.Ишима. Скоро Людмила Фёдоровна с мужем Михаилом Георгиевичем (он механик, работает в школе) станут бабушкой и дедушкой. Кажется, что ещё нужно? Или всё же остаться? Ну, на этот учебный год точно, а там жизнь покажет…

На снимке: Л.Ф. Мотенко

ФотоТ.СУХОВОЙ

Другие материалы по тегу "образование"