Решать задачи совместными усилиями
Как мы уже сообщали, в прошлый вторник во время рабочей поездки губернатора Тюменской области В.В. Якушева в г. Ишим, состоялась пресс-конференция главы региона с журналистами СМИ г. Ишима и районов …
Как мы уже сообщали, в прошлый вторник во время рабочей поездки губернатора Тюменской области В.В. Якушева в г. Ишим, состоялась пресс-конференция главы региона с журналистами СМИ г. Ишима и районов Приишимья.А начался важный разговор с ситуации, сложившейся в педагогических вузах г. Тобольска и г. Ишима после того, как оба были занесены Министерством образования и науки в список неэффективных.
Эффективное образование
Отвечая на вопрос о судьбе Ишимского пединститута, губернатор заверил, что закрывать его никто не собирается, ведь именно здесь ведётся подготовка педагогических кадров для всего Тюменского региона. Да и задачи такой не было у Министерства, она в другом – определить, что необходимо сделать, чтобы образование стало более эффективным. Как один из вариантов предлагалось присоединить вуз к Тюменскому госуниверситету, но губернатор считает, что вузы должны остаться самостоятельными площадками, и свою точку зрения он будет отстаивать в Министерстве. Ещё одну проблему глава региона видит в слабом межведомственном взаимодействии – областного департамента образования и педвузов. И в ближайшее время эту проблему нужно будет решить, причём комплексно: это и разработка новых программ, внедрение новых технологий преподавания в вузах. Педагоги сегодня востребованы, и нужно сделать всё, чтобы в школу приходили грамотные специалисты, преподаватели новой формации, способные разглядеть таланты каждого ребёнка ещё в дошкольном учреждении, помочь их развить в школе, сориентировать выпускника в выборе будущей профессии, востребованной на рынке труда (сейчас это рабочие, инженерные специальности). Вот таких учителей и должен готовить педвуз, над этой задачей и предстоит работать.
Ещё один вопрос был задан о положении дел в учреждениях среднего профессионального образования, в частности, о материальной базе училищ и колледжей, которая отстаёт от требований дня. Во многих сельхозпредприятиях сегодня имеется современная техника, а студенты обучаются по старинке. Раньше были учхозы, где учащиеся приобретали навыки работы, как быть сегодняшним выпускникам?
В. Якушев обратил внимание, что достаточно много сегодня появляется нового оборудования и техники и в зерновых хозяйствах, и в животноводческих. Нужны и специалисты. Понятно, что многие руководители не горят желанием принимать на практику студентов, опасаясь за дорогостоящее оборудование. Но достаточно и тех, кто понимает, что сегодняшний студент – завтрашний работник и дают возможность научиться работать на современной технике. Не должны забывать сельхозтоваропроизводители и о той финансовой господдержке, которую им оказывают, -- в Тюменской области не менее 6 млрд. рублей ежегодно выделяют АПК, и уж если нужна студентам практика, то нужно её организовать в своих хозяйствах.
Материальную базу профучилищ и колледжей нужно укреплять, но невозможно это сделать одновременно во всех, нет для этого столько средств. По мнению губернатора, следует определить специализацию: не в каждом заведении одни и те же специальности преподавать, а выбрать главную и под неё материальную базу укрепить. Пусть в области, к примеру, будет три основных учреждения с современным оборудованием и техникой, в которых будут готовить квалифицированные кадры для сельхозпредприятий.
Ещё одна проблема, на которую обратил внимание глава региона, -- занятость выпускников училищ и агроколледжей. Трудоустроенность после окончания учебы по отчётам достигает 96%, и в то же время сельхозпредприятиям не хватает специалистов. На самом деле после окончания учебы мало выпускников устраивается на работу по специальности, а ведь на их обучение затрачены немалые средства. О какой эффективности может идти речь? Да и качество образования вызывает немало вопросов. Значит, нужно все эти вопросы решать до тех пор, пока реально не будут трудоустраиваться на предприятия 60-65% выпускников учреждений среднего профессионального образования.
Главное – качество продукции
Актуальная тема сегодня – вступление России в ВТО. В новых условиях придётся работать нашим сельхозтоваропроизводителям, готовы ли они к новым реалиям?
По мнению В. Якушева, прежде всего сами товаропроизводители должны определить, как перестроить работу предприятия, чтобы продукция могла конкурировать на рынке. И пугаться ВТО не стоит, есть в нашей области предприятия, давно выпускающие качественную продукцию, успешно конкурирующую на рынке, а некачественной вообще не должно выпускаться. Контролирующие структуры должны работать эффективно, а товаропроизводители поставлять добротную продукцию, и будет всё нормально. А та поддержка, что сегодня выделяется АПК (5-6 млрд. руб. ежегодно), несмотря на кризис 2008-2009 гг., снижение доходов областного бюджета, осталась и будет направляться в агропромышленный комплекс региона, и она достаточная, больше, чем в других регионах страны. Такой позиции не должно быть, когда товаропроизводителям проще получить поддержку из госбюджета, чем перестраиваться на работу в новых условиях. Нужно вкладывать средства в техническое перевооружение предприятий, в инновационные технологии, в повышение профессионализма сотрудников, чтобы продукция была конкурентоспособной. Таким предпринимателям, вкладывающим в производство свои средства, правительство готово помогать.
Гражданская активность – норма жизни
В ходе пресс-конференции глава региона ответил на все вопросы журналистов, в том числе о капитальном ремонте школ. В ремонт общеобразовательных учреждений региона ежегодно вкладывается от 2 до 4 млрд. рублей. Но все сразу школы и детсады привести в надлежащий вид невозможно. Реконструкция учреждений будет продолжена, намечено строительство новых школ -- это огромные средства, и они планомерно будут направлены в сферу образования.
На контроле правительства области и вопрос восстановления рыбной отрасли Казанского района, когда-то играющей видную роль в экономике этой территории.
Разъясняя свою позицию о так называемом каталоге гражданских инициатив, о котором губернатор рассказал в своём блоге, он подчеркнул, что каталог -- не реестр, который должен вести муниципалитет и записывать все инициативы, с которыми обратятся жители. Нужно, чтобы люди сами проявили заинтересованность и выступили организаторами проектов или решения какой-либо проблемы. Например, многие уже знают о гражданской инициативе жителей Тюмени, выступивших за контроль работы общественного транспорта. Поддерживать подобные инициативы (без привлечения административного ресурса) В. Якушев готов не как губернатор, а как житель Тюменского региона.
Очень не хватает сегодня гражданской инициативы. Нельзя всё время кивать на власть, нужно и самим что-то делать. Пора отказываться от практики иждивенчества, самоустранения от решения важнейших жизненных проблем, нужно активней участвовать самим в развитии своей территории. Особенно молодёжи, причём примеры гражданской активности не должны восприниматься как исключение -- они должны стать нормой. Нужно учиться самим строить свою жизнь, опираться на свои знания и умения и добиваться поставленных целей, стать участником всех процессов, происходящих сегодня в обществе.
Подготовка кадров – в числе приоритетов
Ещё одну проблему озвучили журналисты: нехватка молодых педагогов в сельских школах. Несмотря на то, что в последнее время педагогам повысили зарплату, молодым специалистам предоставляют жильё, они неохотно идут работать в село. Ситуация не такая плачевная, пояснил губернатор, 800 молодых педагогов за последние 2 года пришли в школы, из них 400 – в сельскую местность. И соцпакет, который есть в регионе -- получение квартиры – серьёзно привлекает молодых учителей. По этой программе 800 человек получили займы и субсидии на покупку жилья, 350 получили жильё в муниципальных образованиях как служебное. Заработная плата педагогов растёт, сегодня она выше средней по экономике в нашем регионе. Надо понимать, что не всё сводится к материальным ценностям, учителя – творческие люди, у них особый статус, не каждому дано стать настоящим педагогом. Хорошего педагога надо подготовить, этим занимается вуз, поэтому задача – сделать подготовку педкадров более эффективной и становится приоритетной.
Завершая встречу, глава региона выразил надежду, что совместными усилиями власти и общества все поставленные задачи по дальнейшему развитию Тюменского региона будут решены.
Фото Д. ЛАКМАНА