Не забывается такое никогда…

(Продолжение. Начало в № 24,27, 31).

  Культурные мероприятия, спортивно-массовые буквально заполоняли нашу жизнь. Сейчас, оглядываясь в прошлое, удивляешься: как успевали за всем? Постоянные шахматные турниры (тогда шахматная дружина викуловчан под руководством А.В. Давыдова и Г.Я. Шантурова являлась сильнейшей по югу Тюменской области), теннисные, волейбольные, лыжные соревнования (женская волейбольная сборная – чемпион области среди сельских районов!), военно-патриотические игры "Зарница" и "Орлёнок", кубок "Дружбы", который разыгрывался спортсменами четырёх районов (Абатского, Викуловского, Сорокинского и Усть-Ишимского (Омская область) по трём видам спорта: волейбол (мужской и женский), шахматы (на десяти досках) и настольный теннис, организация агитбригад на важнейшие сельскохозяйственные кампании, выступления комсомольско-молодёжного коллектива ВИА "Романтики", прославившегося своими песнями на всю область, многочисленные "Голубые огоньки" и вечера отдыха, рейды "Комсомольского прожектора"… Это далеко не полный перечень добрых дел и начинаний, и за каждым из них – комсомол.

…Апрель 1976 года. По всему Советскому Союзу проходит важная общественно-политическая кампания – обмен комсомольских документов. Естественно, не обошла она стороной и нас: десятки человек были привлечены к подготовке и проведению этой акции, и, по оценке бюро Викуловского РК КПСС, прошла она на высоком организационном уровне. Первыми обладателями комсомольских билетов нового образца стали лучшие из лучших: Владимир Подкорытов (шофёр колхоза им. Ленина), Тамара Лаптева (секретарь комсомольской организации колхоза им.Чапаева), Анатолий Казаченко (рабочий колхоза им.Энгельса), Раиса Анциферова (секретарь комсомольской организации ЦРБ), Тамара Ситникова (секретарь комсомольской организации Коточиговской средней школы). Вручал документы первый секретарь РК КПСС Станислав Матвеевич Хлынов.

  …Рейды "Комсомольской тачанки". Это уникальный проект Александра Кельтмана. Представьте себе: допотопный "газик" с красной лентой вдоль брезентового кузова восьмимески с этой надписью – "Комсомольская тачанка". В принципе, сама затея и суть работы – продолжение направления "Комсомольского прожектор", только намного объёмнее, масштабнее. Экипаж в ней подбирался разный. Вместе с комсомольцами-контролёрами частыми гостями в нём были Е.Д. Поздняков – председатель комитета народного контроля, В.П. Кривошта – главный агроном райсельхозуправления, П.И. Жуков – председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства, не брезговали прокатиться по уборочным полям, летним фермам хозяйств, стройкам, проверить готовность машинно-тракторных парков, автогаражей и секретари РК КПСС В.П. Батьянов и Н.Г. Соловьёв, наши кураторы-попечители из когорты старших товарищей-коммунистов. Всем места хватало. Рачительных, добрых хозяев хвалили, всячески поддерживали, ставили в пример, нерадивых – "били", и через средства массовой информации, и по партийной линии. Недаром Станислав Матвеевич Хлынов, выслушав на планёрке отчёты специалистов о расхлябанности, плохой дисциплине в каком-либо коллективе, больших потерях зерна на дорогах во время хлебозаготовок, иногда поговаривал: "Тачанку надо туда заслать". В шутку, конечно, но ведь в каждой шутке есть доля правды.

  А чего стоила наша киностудия!? Простенькой плёночной камерой снимали жизнь района с его делами и людьми, вершившими их, субботники, спортивные праздники и народные гуляния. Вершиной же мастерства студии, которой опять же руководил Александр Кельтман, стал фильм о 50-летии Викуловского комсомола, которым мы прославились на всю Тюменскую область. Когда его впервые прокрутили, многие в зале плакали… А. Писчасов, секретарь обкома ВЛКСМ, присутствующий на торжественном собрании, назвал данное событие "деревенским рассветом в мире жизни".

                                              Наш заводила

  Саша Кельтман… Александр Кельтман… Александр Фёдорович Кельтман. Сегодня это имя для молодёжи района ровным счётом ничего не значит, хотя он и заслужил вполне большего.

  Что это за человек, которому очень многие викуловчане до сих пор благодарны за то, что он был и есть среди них? На первый взгляд, простой деревенский парень, появившийся на свет в первый послевоенный год. Он очень ценил и всегда гордился своими родителями – тружениками войны и тыла. Отец, Фёдор Иванович, фронтовик, награждённый орденом Славы III степени, после войны работал механизатором в колхозе имени Энгельса, мама, Федосья Андреевна, также жизнь отдала сельской работе и воспитанию детей (в семье их было четверо). Учился, как он сам отмечал, в трёх школах: Боровлянской начальной (Саша и родился здесь, в деревеньке Боровлянке, основанной некогда переселенцами из Прибалтики), Балаганской восьмилетней и Викуловской средней, после – в Омском сельскохозяйственном институте, который окончил в 1972 году, получив диплом инженера-механика. Потом – работа в родном хозяйстве в должности инженера по технике безопасности. И как знать, как бы сложилась дальнейшая судьба Александра, если бы не случайная встреча с Хлыновым, первым секретарём Викуловского РК КПСС, во время которой он произвёл на Станислава Матвеевича впечатление напористого, принципиального и умного парня. Вскоре, на XXII-й комсомольской конференции, Кельтмана (неприметного и неизвестного) избирают лидером викуловской комсомолии, вместо Виктора Бояркина, перешедшего на работу в райком КПСС. И забурлили комсомольские денёчки…

  Если Александр брался за какое-то дело, то в обязательном порядке доводил его до логического конца. Во всяком разе, не припомню случая, чтобы он останавливался на полпути.

  70-е годы – это активные годы роста всей страны, и комсомол находился на "гребне волны" строительства нового общества, о чём я упоминал выше. Ярким толчком в любом направлении новостройки являлось социалистическое соревнование, которое охватывало массы механизаторов, шоферов, животноводов и представителей других профессий. Соревновались между собой и райкомы комсомола; критериев для выявления победителей в их рядах было несколько, основными: приём в члены ВЛКСМ, отчётность по членским комсомольским взносам, создание комсомольско-молодёжных звеньев, коллективов, политучёба. Кельтман, придя к "власти", первое, что сделал, поставил перед собой и райкомом цель: стать победителем на этой стезе. И он сдержал своё слово: уже через год Викуловский РК ВЛКСМ завоевал переходящее Красное знамя Тюменского обкома комсомола среди сельских районов и удерживал его на протяжение четырёх лет! А как доставалось нам, работникам аппарата, выполнение этой намеченной цели… Но он и сам был всюду вместе с нами: и на полях, и в школах, и на соревнованиях, несмотря на то, что был человеком семейным (женился рано, на втором курсе института). Его кредо было таковым: первый всегда должен быть первым.

  …Частые командировки в первички хозяйств, особенно, в отчётно-выборную пору ("гонял" нас Кельтман по ним страшно!), требовали транспорта, а имевшаяся в райкоме машина, всех, в этом деле, не устраивала, как попутки и рейсовые автобусы. И опять "смекнул" Кельтман: организовал ряд платных субботников, замечу – оплачиваемых субботников (сажали сосёнки в межколхозлесхозе, перекладывали кирпичи в складах ПМК, шкурили лес на стройке моста), а на вырученные деньги купили в орготдел… мотоцикл "Минск", на котором мы исколесили весь район. Ну, где ещё увидишь такое! Ни в одном райкоме не было такого.

  Воспитание молодёжи на примерах ветеранов – это был патриотический принцип всей страны, это был принцип и Кельтмана. Александр с каким-то трепетом, любовью и с сыновней заботой относился к старикам, опекал их, жил их хлопотами, сопереживал вместе с ними  горечи, разделял радости. К нему приходили и за помощью, и за советом, и с предложениями. И со всеми он находил общий язык, ни один из них не уходил от первого не услышанным. Если что-то сделать было не в его силах, не в его компетенции, он шёл в райком партии, в райисполком, в милицию, в ЖКХ или ещё куда-то там, но вопрос всегда закрывался. В этом и был весь Кельтман. И теперь уже не удивляешься тому, что на торжественном собрании, посвящённом юбилею районной комсомольской организации (1974 год), что почётными гостями на нём были легендарный "огненный тракторист" Пётр Дьяков и ветеран Кремля в бытность В.И.Ленина, воспитанник викуловского комсомола, Василий Плюхин, с которыми были ранее знакомы только по слухам. Это тоже была задумка Кельтмана – настоящая изюминка, сюрприз своего рода для всего района.

  Была у Александра Фёдоровича ещё одна черта характера, которой в жизни обладает далеко не каждый человек (когда она проявилась у него, одному богу известно): он умел устанавливать деловые связи с нужными людьми (в хорошем понимании этого смысла). При возникновении любого вопроса, любой "закавыки", не важно, с чем или с кем связанными, ему было достаточно сделать один телефонный звонок, чтобы разрешить их. И за это мы уважали своего вожака, и подчас шли к нему со своими "домашними" проблемами.

  Каким он был в аппарате? Разным. Если с девчонками, женщинами он держался ровно, всегда доброжелательно, разговаривал, не повышая голоса, даже тогда, когда речь заходила о неприятных вещах, то с нами, "мужиками", он был совершенно иным – мог прикрикнуть, "ткнуть носом"…Но никто на это не обращал внимания, знали, что это делал он не в сердцах, принимали, как должное, как  наставление старшего – всё-таки каждого из нас он был старше на пять-восемь лет. И вот эта возрастная разница, нет-нет, да и проявлялась в нём, выходила наружу, отыскивая место в каждом из нас, то в виде отеческой опеки, заботы, нарочитой строгости и нравоучений. Он был далёк от того, чтобы кого-то обидеть, уколоть упрёком, унизить, сделать человеку больно. Он был добрым учителем, который любил своих учеников, и мы отплачивали ему той же монетой.

  Позже А. Кельтман скажет: "Мне всегда везло на умных и сильных людей. Скорее всего, потому, что богата ими викуловская земля". Он до сих пор дорожит своеобразной дружбой со Станиславом Матвеевичем Хлыновым, гордится этим, с теплотой вспоминает своих комсомольских предшественников – Егора Дмитриевича Позднякова, Валерия Семёновича Шамарова, чтит память и об удивительном человеке, по его словам, викуловском краеведе Анатолии Васильевиче Давыдове, с которым в своё время разделял многие взгляды, благодарит судьбу за то, что она свела его с такими прекрасными руководителями-хозяйственниками как Николай Гаврилович Токарев, Николай Иванович Рыжук, Иван Савельевич Плесовских, Иван Андреевич Ольков, Михаил Прокопьевич Артамонов… "И всё это, благодаря комсомолу, -- говорит Александр Фёдорович, -- годы которого мне снятся до сих пор".

  С должности "первого комсомольца" Саша Кельтман ушёл на пост заместителя председателя райисполкома, чуть позже "командовал" в родном колхозе им.Энгельса, а уже в 1977 году возглавил районное управление сельского хозяйства; через шесть лет – перевод в областное управление на должность заместителя начальника по вопросам мелиорации. На этом трудовая биография нашего земляка не закончилась: почти двенадцать лет он работал советником в представительстве югославской фирмы "Инекс-Интерэкспорт", а с 2001 года – в представительстве ООО "Надымгазпром" в г.Тюмени, в которой он проживает и по сей день (уже более 30 лет).

  С женой Галиной вырастили троих детей – Сергея, Андрея и Елену, которые, в свою очередь подарили бабушке с дедушкой пятерых внуков – главную радость в жизни супругов Кельтман. Вот таким был и остаётся Саша… Александр… Александр Фёдорович Кельтман: добрым и принципиальным человеком, нашим неизменным комсомольским наставником-заводилой. Дай бог ему здоровья и долголетия!

                                           Послесловие

  Шли годы. После А. Кельтмана районный комитет ВЛКСМ возглавила Наташа Талалаева (Дубоделова), далеко не новичок в комсомольской деятельности: инициативная, боевая, прекрасно знающая район, его людей, все сильные и слабые стороны молодёжной жизни. Её место в аппарате заняла Людмила Воробьёва (Теслова), также учитель по образованию, комсомольский вожак – по призванию. По "зову партии" покинул стены кабинета РК ВЛКСМ второй секретарь Володя Суглобов, его "портфель" XXIII-я районная комсомольская конференция передала Сергею Дубоделову.

    Ушёл в ряды Советской Армии и уже больше не вернулся в аппарат прекрасный парень и вездесущий инструктор Виктор Склюев – связал свою дальнейшую судьбу с органами МВД северных районов  Тюменской области: его последователь – исполнительный и трудолюбивый Юрий Хакимов, проработав в орготделе два года, ушёл в районный отдел культуры, который позднее возглавил. В марте 1977 года на должность заведующего отделом сельского хозяйства редакции газеты "Красная звезда" перевёлся А. Березин (но он ещё два года являлся членом бюро РК ВЛКСМ) – пошёл по стопам Г. Бессонова… Ушли старые кадры, передав своё дело в надёжные молодые руки, которые и продолжили его.

  Сейчас, по прошествии уже более сорока лет с той комсомольской поры, иногда спрашиваю себя: "А зачем это всё надо было? Зачем все эти субботники, собрания, лозунги – "Даёшь БАМ !"? Правы ли мы были в своих идеях и решениях?" Подчас грустно становится. Нет, не потому, что сегодня не нахожу однозначного ответа на свои же вопросы, а потому, что те времена уже не вернёшь, не воскресишь, как и многих его творивших, потому, что уже не "услышат соловья на рассвете…" ни дети наши, ни внуки, потому, что уже никто и никогда, как мы, не будет гордиться своими комсомольскими билетами и высоким призванием – служить Советскому Союзу. Никто и никогда.

 Фото из архива автора и Г. Барановой

Другие материалы по тегу "к 100 - летию образования комсомола"