Оживает прошлое в музее

Как известно, музеи предоставляют нам уникальную возможность узнать о том, как люди жили раньше. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде предметов материальной и духовной культуры. В Викуловском районе функционируют музеи в ряде образовательных учреждений, расширяя кругозор учащихся, повышая их интерес к отечественной культуре, развивая навыки исследовательской работы…

Школьный музей имени В. С. Гольцова в Чуртанской средней школе был открыт 27 ноября 2001 года. Сегодня руководит его работой учитель истории Наталья Иннокентьевна Важенина. Она же ведёт кружок "Экскурсовод", который охотно посещают учащиеся.

В музее собраны интересные, редкие вещи, удивляющие глаза современных жителей: мало у кого в семье сохранились старые телевизоры, статуэтки. Проходя мимо музейных экспозиций, удивляешься, как эти предметы дошли до нас в целости и сохранности? Наверное, благодаря заботливым, неравнодушным к культуре людям. Среди наиболее интересных экспонатов, представляющих историческую ценность, -- череп бизона, патефон, ткацкий станок, прялки и швейные машинки из разных исторических эпох. Много лет назад в школе существовала Ленинская комната, самая большая в районе. В 90-е годы её закрыли, и теперь многие экспонаты из той эпохи хранятся в школьном музее. Большое внимание уделено предметам быта людей. Кухонная утварь и посуда -- самовары, ложки, черпаки, плетёные корзины – не занимали в доме много места, и благодаря этому дольше хранились в семьях. Рассказать ребятам о том, как в начале прошлого века предки получали муку из зерён, смогут железные жернова, а о том, как скали пряжу – удивительный предмет под названием "скально". Поражает и личная коллекция значков Т. Никифоровой (более 900!) на различную тематику (Олимпиада-80, советские мультфильмы, вожди, города, и др.).

-- Фонд музея пополняется постоянно: несут сюда на хранение предметы и дети, и взрослые, -- с увлечением рассказывает Н. И. Важенина. – Вот, например, немецкая каска со времён Великой Отечественной войны хранилась в семье Бауэр, а привезли её в наши края прямо с фронта, чтобы показать жителям села немецкое обмундирование. Ткацкий станок подарил С. А. Савчук, икона Параскевы Пятницы находилась в семье Бакшеевых, а патефон попал к нам из Доставалово. А вот эта школьная парта (показывает) – ещё с момента открытия школы, ей также, как и школе - 50 лет! Сохранился у нас и фильмоскоп, и с его помощью, как и раньше, можно смотреть диафильмы!

На столике в музейной комнате сложены красиво оформленные, с фотографиями и рассказами дневники из жизни летнего лагеря "Радуга", где трудились первые члены ученической производственной бригады под руководством В. А. Валова (1969, 70-е годы). Наверное, в то время такие дневники-отчёты представляли своего рода "презентации", которые в настоящее время делают школьники. Жили члены бригады на берегу реки Ишим в разноцветных палатках – вот отсюда и название "Радуга". Затем, с помощью колхоза, был построен стационарный лагерь с таким же названием, в котором ребята отдыхали и работали во время трудовой смены. Хранятся в музее книги о Герое Социалистического Труда, председателе передового колхоза им. Фрунзе В. С. Гольцове, флаги колхоза и даже весьма своеобразный документ – "Государственный акт на вечное пользование землёй колхозами, выданный сельскохозяйственной артели им. Фрунзе", в котором говорится о передаче территорий "навечно" Чуртанскому сельскому совету.

Школьный музей им. Гольцова обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на души детей, в нём – особенная атмосфера. Дети охотно несут сюда новые находки. Недавно ученица из Малахово выкопала и отдала на хранение в музей поддужный колокольчик для тройки лошадей 19 века, приятный звон которого когда-то радовал слух ямщика и скрашивал однообразие утомительной езды по Великому Сибирскому тракту (проходил этот путь через Малахово). Участие в краеведческой работе, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, понять, как много сил и души вложили их предки в культуру села, частью которого является семья и школа. Это прививает уважение к памяти прошлых поколений, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Другие материалы по тегу "Подробности"