Учительница первая моя

Давно это было – в шестидесятые годы, когда нас, первоклассников, родители привели осенью на школьную линейку и показали нашу учительницу. Беспокоило только одно – как бы от неё не отстать и не потеряться в этой многоголосой толпе взрослых и детей…
--Меня зовут Таисия Антоновна…
Голос спокойный, сама необыкновенная – высокая, ровный пробор на голове, аккуратно прибранные волосы, взгляд то улыбчивый, то строгий.
С любопытством смотрим друг на друга: мы - на учительницу, учительница – на нас! Малышне всё интересно, всё впервые: и эта большая комната с яркими плакатами, которая называется "классом", и парта, где надо сидеть правильно, и чернильница, и ручка с тонким пёрышком, и красочная книжка "Букварь".
У Таисии Антоновны взгляд внимательный – какие мы? Пока ещё маленькие неумехи, такие разные и уже чуточку родные -- её очередной и, конечно же, любимый первый "Б" класс!
На переменах в нашей старой с высокими окнами школе мы нередко водили хоровод и пели: "…Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький …" А ещё в буфете продавали за копейки такие вкусные пончики! Как только прозвенит звонок, мы, сломя голову, мчимся в очередь за этой вкуснятиной. В коридоре нас пытаются иногда утихомирить дежурные учителя или махнут рукой – перемена же, пусть шумят, а зимой в валенках по крашеному полу только и прокатиться!
На уроках чистописания надо было особенно стараться, чтобы было красиво, аккуратно. У меня это никак не получалось. Всегда торопилась, нажимала не там, где надо, и пёрышко ломалось, и чернила брызгали во все стороны. Зато учительница так красиво писала на доске!
Таисия Антоновна у нас вела уроки по всем предметам - пели, рисовали, бегали, прыгали на физкультуре – везде она с нами. Октябрятами, пионерами мы были с ней!
"Звеном читаем книжки мы,
Звеном идём на пруд,
А если и поссоримся,
То лишь на пять минут", - звонко пели хором!
Помню, зимой в конце урока физкультуры нам было разрешено покататься с горки, что была на стадионе неподалёку от школы. Звонок прозвенел, а мы всё носимся! Опаздывая, залетаем в школу, а учительница уже нас поджидает. Стою с головы до ног в снегу, на пальто сосульки висят, взъерошенная, красная и довольная. Накаталась – ногу под себя и на валенке с горки! Тут уж мне и досталось! "И на кого ты похожа? Тебе не стыдно, родители старались, покупали тебе одежду, и во что ты её превратила?" Мне было очень стыдно. До сих пор помню её строгий взгляд и твёрдый сердитый голос…
Она умела увлечь своими уроками, не давала возможности вертеться и дурачиться. Учила отвечать на уроке громко и не торопясь. Читает нам, а в классе тишина. Она старалась, чтобы каждый на уроке был занят и не отвлекался, хотя сделать это, как я сейчас понимаю, было не так-то просто.
Помнится случай, когда на уроке заснул мальчишка – его родители пасли скот, и по утрам он помогал им собирать стадо, а потом шёл в школу. Мы заметили, и по классу "хи-хи-хи" да "ха-ха-ха"! Таисия Антоновна посмотрела на всех строго: "Тихо!" и негромко продолжала урок. А Витька сладко спал на парте, положив под голову руки, пока не прозвенел звонок и весь класс не загудел, как улей…
День за днём, шаг за шагом мы вступали во взрослую жизнь. Мы не только учились писать и считать, но ещё и дружить, быть друг за друга горой, учились уважать взрослых, родителей почитать, Родину любить. И всё это она, наша первая учительница Таисия Антоновна Кухаренко. Ей было за сорок, когда она набрала очередной класс первоклассников, имея за плечами уже немалый опыт работы в начальных классах, и каждый выпуск оставлял особый след в её жизни, так же, как и в жизни своих учеников, она занимала своё, особое место первой учительницы. Отличник просвещения, человек, который был занят любимым делом, посвятив школе и детям почти сорок лет жизни, наполненной удивительными событиями, интересными делами. Под стать ей были и учителя начальных классов Мелехова Надежда Фёдоровна, Дергач Галина Павловна, Никитина Феоктиста Петровна, у которых учились мои сверстники.
Знаю, что старшая дочь Таисии Антоновны Рита всю свою жизнь посвятила, как мама, школе и детям, а я в юности познакомилась с её дочерью Лидой Григорьевой, доброй весёлой девушкой, она врач по профессии, сейчас давно пенсионерка, живёт в Омске. От неё и узнала, что Таисия Антоновна была замужем за Аркадием Родионовичем Григорьевым, у которого было больное сердце, и он умер в 37 лет, оставив её с двумя дочерями. Позднее Таисия Антоновна вышла замуж за Фёдора Степановича Кухаренко, его могут помнить в нашем селе как председателя сельского Совета. В семье Кухаренко появилась третья дочь Татьяна, она училась в нашем классе, и сын Юрий. Тогда редко у кого был один ребёнок, чаще в семье двое, трое, четверо…
Кроме постоянной работы, за которую получали заработную плату, всегда была работа домашняя, которая требовала времени, сил и здоровья. Верно говорят, что дом не велик, а лежать не велит, а ещё и земля - сад, огород, домашние животные – корова, поросята, куры. Обязательно надо дров заготовить, чтоб печи топить. Суббота долгое время была рабочим днём, позднее у наших родителей появились два выходных, и годы понадобились, чтобы сельский быт стал для людей хоть немного полегче.
Таисии Антоновне хватало забот по дому – семья большая, огород, корова, а ещё ворох тетрадей, подготовка к урокам. Муж и дети, конечно, помогали – куда без них! Кроме всего прочего, она успевала заниматься общественной работой, много лет избиралась председателем райкома профсоюза работников просвещения. А сколько разных мероприятий, праздников проводилось в школе для детей нашими учителями и вожатыми! Её портрет среди других односельчан был на районной Доске Почёта у здания райкома партии. Нарисовал его местный художник Склюев Степан Васильевич. Мы проходили мимо с гордостью и хвастали – это наша Таисия Антоновна!
Мы встречаемся с одноклассниками каждые пять лет, свою первую учительницу Т.А. Кухаренко всегда приглашали, она была рада и приходила на нас посмотреть.
…Пришло время, когда, оставшись одна в старом доме, с каждым днём понимала, что надо, наконец, послушать детей и переехать к ним в Омск, но так трудно ей давалось это решение, тянула с переездом, и всё-таки осенью начала потихоньку собираться. Оказалось, что у неё столько много вещей, с которыми не хочется расставаться! Всё дорого - и хрупкая чашка с блюдцем, и стопки с письмами, открытками, и пожелтевшие вырезки из газет, почётные грамоты, и белый платок - ажурная паутинка, который когда-то давно подарил ей один из учеников. Фотографии рассматривала часами, то улыбалась, то плакала.
От Владимира Поступинских тогда узнали, что наша Таисия Антоновна уезжает, собрались у неё с Володей Таня Григорьева, Нина Покатова и я, Валя Батьянова, пришла соседка, наша ровесница, Тамара Позднякова (Шабанина), так тепло и душевно посидели тогда. Таисия Антоновна была рада нам, разговорам нет конца! Повидались, распрощались и, как оказалось, навсегда. Потом я позванивала ей в Омск, отправляла открытки и получала от неё с приветами девчонкам и мальчишкам. В июле 2007-го, когда мы встречались через 35 лет после окончания школы, сообщила ей об этом, пригласила, а она в ответ:
-- Мне уже через два годочка будет 90, какой из меня путешественник, бери, Валечка, ручку и записывай телефонограмму! И начала говорить, а я словно диктант слушаю на уроке и пишу… Она желала, чтоб дела наши были добрыми и мысли светлыми, чтоб в каждой семье всегда горел огонёк любви и согласия, здоровья желала, долголетия, а в конце: " Горжусь вами за вашу отзывчивость, доброту и крепкую дружбу! Храни вас Господь всегда и везде!"
Давно уж нет в нашем селе той старой школы и многих из нас уже тоже нет…
21 октября 2009 года Таисии Антоновне Кухаренко исполнилось 90 лет, а в марте 2010-го она ушла в мир иной. Мы всегда вспоминаем её добрым словом и благодарны за всё, что она сделала для нас.
На снимке: Таисия Антоновна Кухаренко с учениками, фото из архива автора.