Переселенцы. Сто двадцать лет спустя (часть 11)

                                                         Горсть земли

(Окончание. Нач. в № 2 от 5 января 2021 г.)

И вот начался молебен

 Я впервые участвовала в подобном деле и мне было интересно все, что происходило там, на церковной площади. Отец Сергий вдохновенно читал благодарственную молитву, в которой славил Господа за ниспослание Им своей Божьей милости на труд в возведении храма и за успешное и скорое завершение этого благородного дела. Благодарил Господа за то, что тот, Милостию своею, собрал в этот день в Рогини потомков переселенцев. За то, что потомки стоят сейчас на том месте, где когда-то жили их прадеды, покинувшие по воле Божией родную землю ради счастья своих детей… Молитва сопровождалась красивым молебным пением, уносящимся в небо, и казалось, что вся округа переживала важность этого события.

Закончив молебен, отец Сергий обратился к гостям из Сибири: "Я бы хотел, чтобы о сегодняшнем дне, об этой поездке, вы рассказали там, у себя на родине. Хочу пожелать всем вам, вашим семьям, благополучия, не забывать о своих белорусских корнях. И потомкам выходцев из Рогини мы дарим эту икону Владимирской Божьей матери, и такой рушник, который очень давно вышила одна старенькая бабуленька…"

Вручив икону Светлане Ожгибесовой – главе Ермаковской администрации, отец Сергий продолжил: "А еще хотелось бы нам породниться с вами, символически породниться, землей. Я предложил, что землю, которую вы привезли, надо бы у храма заховать. Пойдемте сейчас туда, к алтарной стене и дело это совершим." И он увлек нас за собой...

А впереди нас ждало еще много ярких событий праздничного дня Святой Троицы.

На импровизированной сцене Дома культуры, украшенной ветками березы – символом этого праздника, шли последние приготовления к большому концерту, в котором должны были принимать участие самодеятельные коллективы рогинцев и ермаковцев.

Гости уже прибывали и рассаживались перед сценой. С представителями администрации района приехала на праздник и Елена Ивановна Алексина. Приехала не с пустыми руками. Она тоже посмотрела сюжет Александра Добрияна. И, как рассказывала мне потом, история о лиственничной аллее, посаженной переселенцами в 1928 году, ее так поразила, что она тогда решила, пусть в знак благодарности, с потомками тех самых переселенцев, буда-кошелевцы отправят в подарок жителям Ермаков саженцы белорусских дубков и каштанов.

Так сбылась мечта Светланы Ожгибесовой о каштане – один из тех саженцев, подаренных в Рогини, растет теперь в ее палисаднике…

А на просторной площади у Дома культуры творились чудеса.

Вся площадь была уставлена столами с такими кулинарными изысками, которым бы позавидовал самый дорогой ресторан. И креативности, и импровизации в оформлении этих столов, хозяевам было не занимать. Казалось, что рогинцы хотели не только поразить гостей своими кулинарными талантами, но и накормить до отвала приготовленными вкусностями да разносолами каждого гостя.

Рогинь щедро и хлебосольно нас принимала. А яркости этому пиру добавило самоходское пиво, сваренное сибиряками в Рогини. Попробовать пиво нашлось немало желающих. Довольно большую очередь за ним не успевали обслуживать проворные Николай Воробьев из Сибири и Наталья Новикова (Дятел) из Рогини.

Беларусь познакомила, подружила и породнила тогда многих.

Черняковы из Рогини, коих на празднике было множество, опекали Татьяну Слепченко (Чернякову) и Галину Босякову (Чернякову) из Ермаков. Ермаковцы Воробьева Валентина и ее сын Николай сильно подружились с целой семьей рогинцев Воробьевых – сестрами Лилией (Котляровой), Марией (Цыплугиной) и их братом Алексеем, и дружат, знаю, до сих пор.

Мне же Рогинь подарила еще одну памятную встречу.

После молебна, помню, ко мне подошла очень миловидная женщина и с надеждой в голосе спросила:

 – Скажите, а кого-нибудь из Крупниковых нет среди вас? Я Валентина Крупникова, – представилась она, смущаясь. – Вот узнала от сестры Тамары, которая здесь живет, что из Сибири приедут потомки переселенцев и, бросив все дела в Гомеле, приехала на вас посмотреть. Так нет ли кого из Крупниковых?..

– Нет, к сожалению, – ответила я. – Но потомки вашей фамилии в Ермаках точно есть!

И рассказала ей о живущей сейчас в Ермаках очень старенькой Феодоре Даниловне Суздалевой, внучке одного из первопроходцев-суглядов – Прокопия Емельяновича Крупникова, который отправился когда-то в Сибирь вместе с Евдокимом Мельниковым выбирать место для будущей деревни. Обещала познакомить Валентину и с дочкой Феодоры Даниловны – Антониной Зубаревой. 

Помню, как просияла тогда Валентина от радости: "Ой, передайте им, пожалуйста, пусть приезжают в гости. У меня здесь, в Рогини дом хороший, всем места хватит!" 

Ну, что тут скажешь… Такие они, белорусы, искренние и щедрые и душой, и сердцем…

Праздник продолжался до позднего вечера. Никто не хотел расставаться.

Мы прощались с рогинцами и обещали, что еще не раз приедем к ним, приглашали их к себе в гости. Проводить нас пришло полсела.

Три счастливых дня, заполненные до отказа событиями, встречами и новыми знакомствами, наполненные теплом и радушием гостеприимной Рогини промелькнули как один миг.

Так завершался проект "Вяртанне"…

Возвращаясь в Петербург, уже в поезде, я опять не спала и всё вспоминала и вспоминала, с каким волнением ступила на рогинскую землю, как, стоя на хлебном поле у села рассказывала Александру Добрияну о мечте двенадцатилетней девочки отыскать в Беларуси родную деревню бабушки и обещавшей ей привезти оттуда горсть ее родной земли. И что обещание, данное той девочкой бабушке, исполнено.

И вот эту горсть земли, спустя полвека, я держу в руках. И эту горсть земли я обязательно отвезу в Сибирь, и высыплю на бабушкину могилку...

                                 

Другие материалы по тегу "Укрепляя единство"