Если у ребёнка особые образовательные потребности
Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» в Викуловском районе работает служба «Точка опоры», предоставляющая бесплатно психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь гражданам, имеющим или желающим принять на воспитание детей.
Команда "Точка опоры" состоит из опытных психологов, логопедов и педагогов, координирует службу муниципальный супервизор.
Задача специалистов – помочь родителям и детям преодолеть разного рода проблемы. Тема публикации сегодня – "Психолого-педагогическое сопровождение родителей в развитии ребёнка с особыми образовательными потребностями".
Одним из важных направлений в деятельности психолога является работа с семьями (родителями), где есть дети с особенными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка. Их задача научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; сформировать адекватную самооценку.
Какие бывают формы организации психолого-педагогической помощи семье?
Индивидуальные формы работы. Беседы и консультации специалистов. Семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребёнка. Индивидуальные занятия с ребёнком в присутствии родителей. Родительский час – информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком.
Коллективные формы взаимодействия. Общие родительские собрания, групповые. В нашей школе проводятся мероприятия родительского всеобуча, где используются традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, родительские конференции, посвящённые обмену опытом семейного воспитания, родительский лекторий, встреча за круглым столом, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей, лекции-диалоги и другие.
В школе ежемесячно действуют и пополняются информационные стенды и тематические выставки. Они размещаются в удобных местах и информируют родителей об организации коррекционно-образовательной работы.
Проводятся выставки детских работ. Они вызывают интерес родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка. Проходят открытые занятия специалистов и педагогов. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируются активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные – это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам коррекции развития детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение данной проблемы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребёнка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребёнка стратегии воспитания.
Уважаемые родители! Сообщите, какая проблема вас волнует! Муниципальный супервизор определит наиболее удобное для вас время посещения консультанта. Исходя из заявленной тематики, он привлечёт к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере. Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов. Записаться предварительно на консультацию к специалистам вы можете по телефону 8 (34557) 2-38-10.
Елена МЫСЛИВЦЕВА, педагог-психолог МАОУ "Викуловская СОШ № 1, консультант проекта "Точка опоры"
Другие материалы по тегу "нацпроект образование"
-
В рамках организации мероприятий по популяризации предметов естественнонаучного цикла и в целях развития сетевого взаимодействия на площадке ЦОЦГП «Точка роста» на базе МАОУ "Викуловская СОШ № 2" прошло метапредметное занятие по химии и биологии по теме «Способы определения рН растворов и его влияние на живые организмы» для обучающихся МАОУ "Викуловская СОШ № 1".
Читать далее
-
Назвали имена победителей и призёров прошедших этапов Всероссийской Олимпиады школьников
Анна НАУМОВА
30.01.2024, 12:00
Читать далее
-
11–12 ноября в Москве в Концертном зале Московского государственного университета геодезии и картографии при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации прошёл финальный этап Всероссийского конкурса-фестиваля «Традиции и культурное наследие народов России». Фестиваль, организованный Союзом участников отношений в сфере образования, реализован в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Олеся СУББОТИНА
25.11.2023, 13:00
Читать далее
-
Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Читать далее
-
Школы района оснащаются новым оборудованием. Обновление позволяет в полной мере использовать федеральные и региональные информационные ресурсы и сервисы в учебном процессе.
Анна НАУМОВА
24.01.2023, 08:00
Читать далее