Если у ребёнка особые образовательные потребности

Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» в Викуловском районе работает служба «Точка опоры», предоставляющая бесплатно психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь гражданам, имеющим или желающим принять на воспитание детей.

Команда "Точка опоры" состоит из опытных психологов, логопедов и педагогов, координирует службу муниципальный супервизор.

   Задача специалистов – помочь родителям и детям преодолеть разного рода проблемы. Тема публикации сегодня – "Психолого-педагогическое сопровождение  родителей в развитии ребёнка с особыми образовательными потребностями".

   Одним из важных направлений в деятельности психолога  является работа с семьями (родителями), где есть  дети с особенными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка. Их задача научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; сформировать адекватную самооценку.

   Какие бывают формы организации психолого-педагогической помощи семье?

   Индивидуальные формы работы. Беседы и консультации специалистов. Семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребёнка. Индивидуальные занятия с ребёнком в присутствии родителей. Родительский час – информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком.

   Коллективные формы взаимодействия. Общие родительские собрания, групповые. В нашей школе  проводятся мероприятия родительского всеобуча, где используются традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, родительские конференции, посвящённые обмену опытом семейного воспитания, родительский лекторий, встреча за круглым столом, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей, лекции-диалоги и другие.

   В школе ежемесячно действуют и пополняются информационные стенды и тематические выставки. Они размещаются в удобных местах и информируют родителей об организации коррекционно-образовательной работы.

Проводятся выставки детских работ. Они вызывают интерес родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка. Проходят открытые занятия специалистов и педагогов. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

   Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируются активная родительская позиция и адекватная самооценка.

   Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные – это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам коррекции развития детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение данной проблемы.

   Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребёнка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребёнка стратегии воспитания.

   Уважаемые родители! Сообщите, какая проблема вас волнует! Муниципальный супервизор определит  наиболее удобное для вас время посещения консультанта. Исходя из заявленной тематики, он привлечёт  к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере. Вы  получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов. Записаться предварительно на консультацию к специалистам вы можете по телефону 8 (34557) 2-38-10.

Елена МЫСЛИВЦЕВА, педагог-психолог МАОУ "Викуловская СОШ № 1, консультант  проекта "Точка опоры"

Другие материалы по тегу "нацпроект образование"