Деревня Ершово и её жители

Законы человеческого бытия говорят: чтобы понять, куда идёшь, оглянись назад, вдумайся, от какой точки отсчёта начинается твоя биография, какова судьба твоих предков, куда уходят корни, питающие твоё становление, твою судьбу. Никогда не думала, что это так, но с годами поняла: очень важен генетический код, то, что заложено в тебя предками, даже теми, кого ты не знаешь.

Вот я и решила, насколько смогу, где со слов односельчан, а где-то и из каких-то документов восстановить в памяти свою родословную и немного коснуться истории жизни людей, живших рядом с родственниками в небольшой деревушке Ершово. Вся эта моя затея оказалась совсем не простой. Ведь ранее, вплоть до революции 1917-го года,  все документы гражданских актов: свидетельства о рождении и смерти, регистрации браков и другие хранились в церквях, а церковь в Каргалах была разрушена, и всё уничтожено. Единственным источником получения информации осталась память людей: рассказы отца, матери и других знакомых, из более старшего поколения, и, конечно, Интернет.

   Каждый из нас должен помнить и чтить свою малую родину, своё прошлое, и чтобы не прервалась ниточка связи поколений, рассказывать это детям, внукам.

   Читая историю развития родного края, узнаёшь очень много интересного. Например, о том, что в 1591 году русские впервые  появились в Нижнем Приишимье, во время походов против татар, под предводительством воеводы Кольцова-Масальского.

   В 1691 г. приказчик Анциферов по указу Тобольского воеводы основал на высоком бугре (впоследствии назвал Шаньгиным) слободу. Строили тын (изгородь) и первые избы, амбары плотники во главе с Викуловым, поэтому она и стала называться Викуловой.

    А в  1700-х годах в Нижнее Приишимье переселяется много крестьян из-под Тобольска, Тюмени, Ялуторовска, и вблизи Викуловской слободы возникает ещё 20 селений. Об одном из них мне и хотелось собрать информацию, т.к. мои родители, дедушки и бабушки, родственники все проживали в деревне Ершова.

   Ершова (так она называлась первоначально, а потом Ершово) – деревенька старинная, почти двести пятьдесят лет прошло со времени её основания, и потому о том, кто первым срубил на той земле избёнки, кто и откуда к этим людям подселился с годами, чем занимались крестьяне после переселения  – вряд ли кто-то уже расскажет. Но кое-что из последних десятилетий существования удалось восстановить. Находилось селение в 8 км от села Каргалы, по правую сторону от современной дороги. Оформленных улиц как таковых не было, через деревню тянулась зигзагообразная дорога, поэтому со стороны дома смотрелись как бы разбросанными по всему участку.  Рядом – старица, неподалёку – река Ишим. Места живописные, животный мир богатый – на новой земле было всё, о чём могли мечтать переселенцы, двинувшиеся осваивать в те далёкие годы необжитые сибирские края.

   В краеведческих источниках сохранилось упоминание о появлении этой деревни: "В 1740-е годы через Викулово был проложен знаменитый Сибирский тракт. Около 1745 года возникает деревня Ершова". А в Викуловском музее им. А. В. Давыдова временем начала её истории называют 1737 год.

   По воспоминаниям Плесовских Григория Артемьевича была составлена карта деревни.

   Название деревни, скорее, было дано из-за того, что в реке Ишим водилось много ершей, да и сейчас они там есть. От Бобров до Ершово наискосок, вдоль по течению тянется песчаная коса. Песок плотный, течение слабое, место от ив, склонённых над водой, затенённое, вода светлая. Это и является излюбленным местом обитания ершей. Обычно они держатся у дна, недалеко от берега, что давало возможность наловить их, ведь рыбная ловля для многих семей была большим подспорьем в пропитании.

   В марте 1918 года была провозглашена Советская власть, и волостной Совет принял решение конфисковать  магазины и лавки местных купцов в пользование народа и наложить денежные взыскания для народного образования.

   Начался бунт. Купцы, кулаки активно поддерживали белых, которые свергли Советскую власть, но ненадолго,  в ноябре 1919 года  произошло освобождение города Ишима от белых. Одновременно считается освобождённым и Викуловский район.

   Для восстановления революционного порядка в Каргалинской волости  был создан  волостной революционный комитет (ревком). Волревкомы  принимали решения о конфискации имущества, лишали купцов домовладений, призывали добровольцев в Красную  Армию. Изымали хлеб путём продразвёрстки.

   Следует учесть, что семьи в те времена состояли в среднем из пяти человек, и чаще всего лишь один человек был кормильцем. Для голодающих зачастую надо было отдавать больше, чем оставалось на пропитание себе. Не сдавших продналог арестовывали и предавали суду ревтрибунала, облагали двойным налогом. Скрытые от налога землю и скот, как и другое имущество, подлежали изъятию, а виновные – аресту и суду. С имущих граждан взыскивался и чрезвычайный налог. Чрезвычайная комиссия имела полномочия взимать его любыми способами. К наиболее зажиточным чаще всего относились наиболее трудолюбивые и ответственные крестьяне. Чрезвычайная комиссия, выгребая "излишки", уравнивала истинных тружеников с лодырями, которые были, есть и будут в любом обществе.

    В марте 1920 г. состоялись первые  выборы сельсоветов. В Каргалинской волости было 20 сельсоветов, и в них 10051 житель.

   В сентябре 1920 года были составлены общие  списки Каргалинской волости Ишимского уезда, где среди наименований обществ значилось и Ершовское. Общее число населения  на то время в д. Ершово составляло  331 человек. Из них 134 избирателя, 54 из которых приняли участие в голосовании.

   Вплоть до 1934 года поднялась волна репрессий. Тяжёлое было время, непонятное. За срыв хлебопоставок людей лишали свободы или расстреливали, объявляли врагами народа. Во имя этой задачи рушились и ломались человеческие судьбы.

   С 1935 г. началась демонстрация первых звуковых кинофильмов. В деревни фильмы завезли, конечно, намного позже. В домах горели керосиновые лампы, а порой и лучины. Электричество было только на зернотоке, поэтому фильмы смотрели там. Но молодёжь, конечно, не унывала и проводила свои вечера и праздники весело и интересно. Вверх по течению реки Ишим на противоположном берегу находилась деревня Бобры. Летом на лодках парни бесстрашно перевозили девчат туда, где затевались танцы. Зимой на быках за дровами на бобровскую сторону ездили. Рождество чаще всего праздновали в Бобрах, а осенние праздники в Ершово. Модными, бравыми ухажёрами были Лотов Яша,  Корсуков Гоша и Орлов Миша.  Ершовские девчата любили петь у реки. Их многоголосье  по воде  на много километров разносилось. Так и в Каргалах потом, если услышат люди песни красивые да задушевные, сразу отмечают: "Это ершовские поют".

   Вспоминая те годы, Анастасия Викторовна Лотова (1928 г.р.) рассказывает, что улица от реки поднималась вверх и подходила к старице. На Пасху качели большие на поляне устанавливали. Дома были всякие, но ершовские жили побогаче бобровских.

   Вся деревня была огорожена забором из жердей. Ворота были при въезде в деревню, ворота были на поскотину, и ворота были за фермой на дорогу, которая вела на кладбище. Хоронили в лесу, который был за большаком (дорога из Каргалов в Серебрянку), на высоком месте. Время и пожары сделали своё дело. Остался лишь один железный крест, который по памяти восстановили Будиловы.

   Шуму и гаму наделал самолёт, который сел на поле. А первую машину, которая приезжала за зерном, ребятишки чуть не до Каргалов бегом провожали.

   Были школа, магазин, молоканка, ферма, склады  для зерна. Кладовщиком был Андрей Александрович Николаев.

   До женитьбы мой папа Плесовских Артемий Терентьевич был гармонистом, чтобы у него не мёрзли зимой пальцы, бабушка, его мама Анна Дмитриевна  вязала ему перчатки из белой овечьей шерсти, а мама пела песни и была заядлой плясуньей, с круга не уходила. Клуб был открыт в доме помещика.

   Для праздников отводилось своё время. Остальное время все работали на полях, на складах, на ферме.  Много, очень много работали… Собственно, вокруг работы и вращалась вся жизнь. Она начиналась рано утром и затихала поздно вечером, но она как-то не угнетала людей, не озлобляла – с ней засыпали, с ней просыпались. Сажали много картофеля. Летом делали запасы ягод, грибов, трав, круглогодично ловили рыбу. Дети  принимали участие во всех видах работы – в огороде, на сенокосе, в лесу, на поле осенью собирали колоски. Излишки продуктов увозили и сдавали в Каргалы. Жили по-разному – кто побогаче, у того и лошадь была, и корова, и свиньи, а некоторые выживали благодаря жерновам, которые стояли посередине избы, чтобы перемолоть в муку пшеницу или горох, заработанные на трудодни. Всю тягловую тяжёлую работу выполняли быки, а транспортом передвижения между деревнями были лошади.

   В 1929-30 гг. началось образование колхозов, коммун, торговых и потребительских обществ.

   В 1934 году Викуловский район вошёл в Омскую область, в которой находился до 1944 года.

   В 1950 г. в районе началось укрупнение колхозов. В результате этого из 84 мелких стало 22 колхоза. И люди из Ершово стали разъезжаться, искать место получше. Большинство поселились в Каргалах.

     Корни моих предков с маминой стороны переплелись из Скрипкино и Ершово.   Фамилия Плесовских в церковных книгах и исторических записях звучала как Плесовский. Но со временем изменилась.

    Папины корни, как рассказывали раньше, тянутся из Польши. Говорили, что пришли в наши края три брата и расселились в Сорокинском районе, в Усть-Ишимском и у нас. Самое интересное – папа и мама однофамильцы.

     Папа был у Анны Дмитриевны один в семье, рос без отца.

     В семье родителей мамы  Григория Николаевича и Аксиньи Андреевны было 10 детей: Кузьма, Федора, Васса, Андрей, Елена, Ефросинья, Федосья, Пелагея, Иван, Екатерина.

      Дед наш, Григорий Николаевич, вообще герой, участник Русско-японской войны, и мы им гордимся. В списке экипажа канонерской лодки "Кореец" на 9 февраля 1904 года значится – Плесовский Григорий  марсовый ЗОВО 4 ст. №97 979.

(Продолжение следует).

                                                              

Другие материалы по тегу "На конкурс «Расскажу о родине моей»"