Позабытые вёрсты сибирского тракта

В каждом крае нашей России есть свои достопримечательности. Некоторые известны всему миру, о других знает только небольшая группа краеведов-любителей. Татьяна Белоглазова, родившаяся и выросшая в Калинино, считает, что Викуловскому району есть чем гордиться. По району проходил Большой Сибирский тракт.

Как связали воедино две части империи?

   Через Калинино проходило самое первое направление тракта. В 1980 году отец Татьяны Михаил Иванович Калинин показал дочери сохранившийся участок под Собачьей горой и назвал его Екатерининским. Их дом находится прямо на тракте на улице Ленина. Дальше дорога шла на село Озерное, Тару, восток страны – Нерчинск, и обратно – в Москву.

   Татьяна после школы окончила Тюменский кооперативный техникум в 1979 году, позднее заочно Новосибирский кооперативный институт. Работала в Коточиговском рабкоопе продавцом и бухгалтером. Уехав жить в Сургут с 1985 года, работала бухгалтером и экономистом. С мужем Владимиром вырастили двоих детей.

   В родные места Татьяна с семьёй приезжают каждое лето. Года три назад она стала интересоваться историей этой Великой дороги, собирать известные сведения о ней, читать дополнительную литературу, заметки в газетах.

   Старинный почтовый тракт – это уникальный памятник российской истории 18 века, сыгравший огромную роль в хозяйственном освоении Сибири, дорога путешественников, учёных, государственных деятелей, купцов и каторжников. Несколько веков тракт соединял Европу и Азию, являясь самым протяжённым в мире культурным ландшафтом. Изучив разные документы, Татьяна Белоглазова поделилась своим мнением:

   -- Сибирский тракт имел всероссийское значение в административном, торговом, почтовом назначении на протяжении первой половины 19 века. Роль тракта ограничилась после установления речного пароходного движения (1840-е годы) и особенно после прокладки железных дорог (1890-е годы), соединивших центральные районы России с Сибирью. Точную дату начала строительства тракта назвать трудно, потому что отдельные участки возводились в разное время. Вероятно, создание тракта связано с развитием в Российской Империи почтовой связи. Почтовая связь между Москвой и сибирскими городами налаживалась в 1689-1698 годах (нашла в интернет-энциклопедии "Википедия" - "История Почты"). В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности требовали создания транспортного коридора между странами. 12 ноября 1689 года вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью. Однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге.  В 1727 году были подписаны Буринский, Кяхтинский договоры между Россией и Китаем, определившие политические и экономические отношения между странами. Спустя три года правительство взялось за обустройство Сибирского тракта. Издали новые указы, в том числе Сенатский указ от 1733 года. К 1740 году все дороги были измерены и поставлены верстовые столбы.

     Вначале Сибирский тракт был проведён к городу Тобольску. Оттуда на сёла Вагай, Истяцкое, Большой Кусеряк, деревню Тиханиху, Готопутово, к сёлам Викулово, Коточиги, Ачимово, через заболоченный Аёвский волок на Тару, Омск и далее. В последующие годы направление Сибирского тракта на территории Тобольской губернии несколько раз менялось, но он обязательно проходил через деревни, чтобы "проходящие и проезжающие команды обогрев имели" -- это была забота о военных отрядах. Расстояние между станами определялось в 25 вёрст.

   В 1759 году от села Готопутово было обустроено новое направление дороги на Абатское, Тюкалинск и Омск, минуя Викулово и труднопроходимый Аёвский волок. Тракт сократился на 150 вёрст и строился уже по новым нормам. В 1838 году его ещё более выпрямили. Он уже обходил губернский город Тобольск, и был проложен от Тюмени через Ишим, Абатское. Омск стал главным городом Западной Сибири. Конечно, прежняя дорога через Викулово и Аёвский волок тоже эксплуатировалась, вероятно, больше как казённый маршрут для перевозки почты, переправки ссыльных.

   На "Дорожной карте Российской Империи" 1809 года дорога между Тобольском и Тарой обозначена в разряде "главные почтовые дороги". От Орлова городища (Викуловская слобода) она проходила через населённые пункты: Базариху, Ачимово, Аёвский волок, Зудилову подставу, Рыбину, Чаунину, Знаменскую слободу, Тару. Всего маршрут Викуловская слобода – Тара протянулся на 299 вёрст.

     Через Викуловский район шли на восток на каторгу и в тюрьмы уголовники, декабристы, позднее политзаключённые. Об этом сохранились сведения в разных документах, в том числе в метрических книгах Озёринской волости. Некоторые экземпляры этих книг 19 века хранятся в Викуловском народном краеведческом музее имени А.В. Давыдова.  

      -- Вернее всего, – говорит Татьяна, -- этой дорогой через наше село и мою улицу в 1734 году ехал руководитель Второй Камчатской экспедиции Витус Беринг с геодезистами, с дополнительным поручением от Сената назначать почтовые станы по мере движения на восток. Основная команда Беринга отбыла из Тобольска по реке. Вероятно, через наш район возвращался на запад в 1741 году учёный Петербургской академии наук и участник Второй Камчатской экспедиции Иоганн Георг Гмелин, он зафиксировал сёла Аёвский Волок, Ачимово, Калинино, Викуловская слобода. Из Викуловой Гмелин проехал по реке Ишим в Абацкую через деревню Чуртанскую. Писатель Радищев Александр Николаевич ехал нашей дорогой в ссылку в 1790 и возвращался в 1797 году, он записал Аёвский Волок, сёла Ачимово, Коточиги, Викулово. 

Звено "главной почтовой дороги"

   Тракт выполнял функции торгового и почтового пути. Без этой дороги невозможно представить себе развития региона, отдельных районов и страны в целом, это было важное звено в административно-управленческой цепи. Потому Татьяна Михайловна считает необходимым сохранить историю, запечатлеть оставшиеся в неизменном виде участки тракта в Викуловском районе и донести достоверную информацию до потомков.

   -- Около Калинино сохранился нетронутый участок тракта под Собачьей горой, -- рассказывает Татьяна. – Он шёл со стороны Викулово, села Усть-Барсук, подходил к реке Барсук. Здесь был деревянный мост, все называли его Большим. Через мост ездили на луга и покосы по ту сторону реки, можно было напрямую съездить в Усть-Барсук. Пользовались, пока он ремонтировался, до девяностых годов прошлого столетия. От моста тракт шёл по лугу к Калинино к улице Школьной, которая через площадь переходила на нынешнюю улицу Ленина. На площади раньше стоял храм в честь Вознесения Господня, ворота ограды выходили на дорогу. Так мне говорили два жителя Калинино. Сейчас на этом месте находится Мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны. Проехать к сохранившемуся участку тракта можно через новые улицы и Собачью гору, спускаясь с горы к озеру Сердце и немного дальше. Второй путь с улицы Школьной по лугу по самой дороге тракта ограничится разрушенным мостом, или можно пройти вброд через реку.

     Два года назад Татьяна Белоглазова сфотографировала для истории сохранившийся участок Сибирского тракта и остатки моста, служившего переправой. Места на увале на Собачьей горе без преувеличения самые красивые в районе. Здесь располагается уникальное озеро в форме сердечка, и сюда приезжают молодожёны со всей Тюменской области. Видели ли это чудо природы жители нашего государства лет двести назад, проезжая по Сибирскому тракту? Выглядело ли оно так же или по-другому? Нет точных данных, когда старое русло реки приобрело такую необычную форму. Остаётся только догадываться.

 

В притрактовом перелеске

   Узнав, что около Нововяткино тоже сохранилась часть старой дороги, Татьяна Михайловна собралась и поехала туда. Поездка пришлась на 2 декабря прошлого года. Здесь она встретилась с местной жительницей Татьяной Алексеевной Агаповой, с которой вместе приехали к перелеску среди полей, километрах в двух от села.  

   -- Я давно слышала про Малаховский отрезок, и он всегда казался мне сомнительным, -- признаётся Татьяна Белоглазова. – Это ведь совсем в другой стороне! Оказалось, что дорога есть, и это было новое направление тракта, построенное чуть позднее нашего калининского, напрямую с Готопутово на Абатск через Малахово и Нововяткино. В Абатске, мне сказали, тракт подходил к улице Кандальной (ныне это улица Ленина). С Татьяной Алексеевной мы прошли весь перелесок длиной километров около полутора. Дорога у Нововяткино более широкая и солидная, чем калининская, само полотно шириной одиннадцать метров, обочины – по три-четыре метра. Вероятно, она была коммерческого значения.

    Можно предположить, что этому участку примерно двести восемьдесят лет. Местность здесь сохранила черты своего уникального и богатого прошлого. На заснеженной земле отчётливо видны очертания былой дороги, широкие обочины с канавами. Встречаются красивые старые берёзы. На обочинах ровными рядками растут новые берёзы, семена которых посеялись, возможно, ещё с тех, посаженных по указу Екатерины. Здесь всё осталось почти так, как было столетия назад. Жаль, что такие места до сих пор не признаны памятниками истории!  

  

Надёжный ориентир для потомков

   Великий Сибирский тракт не зря прозывали Кандальным путём — когда по нему шли партии арестованных, звон их кандалов, весивших около двух килограммов, был слышен за несколько километров. Старожилы рассказывали, что на некоторых участках Викуловского и Сорокинского районов у таких вот притрактовых берёз находили кандалы. Сегодня, исследуя заброшенные участки Кандального пути, мы вспоминаем горькие уроки прошлого. И радуемся старым мощным берёзам, растущим с давних времён. И гордимся нашими предками, которые своими силами смогли проложить и обустроить такую длинную дорогу ещё в те времена, когда ездили только на лошадях.

    Дорога в большинстве своём и сегодня служит по назначению, так как наиболее значимые участки заасфальтировали. А экономически невыгодные отрезки, оставшиеся в первозданном виде, теперь дают нам представление о том, как всё было устроено. В наши дни интерес к тракту со стороны общественности не ослабевает – всегда находятся люди, которые хотят подробнее изучить его судьбу.

   Татьяна Михайловна побывала на двух таких участках некогда главной дороги нашей страны, сфотографировала их с геометками (GPS-координатами спутниковой системы навигации). Сын Николай нашёл ей программу, с помощью которой геометки переводятся в координаты. Делает эту работу женщина для того, чтобы как-то сохранить информацию для будущих поколений.

  -- На сколько лет мы помним прошедшее время? - Делится Татьяна своими мыслями. – Возможно, интересуемся событиями столетней давности. А тракт, хоть и в далёком прошлом, но по-прежнему рядом, около нас. Проходят годы, всё больше стираются следы старины. Хочется сохранить то, что возможно.

   Поэтому Татьяна уже сейчас вносит свой вклад в будущее, заботясь о краеведах следующих поколений. С помощью точных координат, зафиксированных ею, они без труда смогут найти на карте нашей страны эти исторически значимые места. Сколько ещё таких участков тракта разбросано по русским просторам! Фотографии с координатами участков около Нововяткино и Калинино она направила в музей Сибирского тракта в Большие Уки Омской области, где бережно хранят всё, что связано с его прошлым. Сотрудники музея сказали ей "спасибо" и призвали к дальнейшему сотрудничеству. Благодаря таким энтузиастам вехи истории нашего края точно не потеряются в столетиях.

Фото из архива Татьяны Белоглазовой

 

Другие материалы по тегу "Навстречу 100-летию района"