Как строится логопедическая работа в коррекционной школе?

В отделении Викуловской школы №1 – специальной (коррекционной) школе систематически ведутся коррекционно-логопедические занятия. Их посещают дети с первого по седьмой класс согласно учебному плану. Ученики зачисляются исходя из заключения протокола Территориальной медико-психолого-педагогической комиссии.

На сегодняшний день такие занятия в коррекционной школе посещают 44 ребёнка. Ведёт их учитель-логопед Ирина Мироненко.

   -- После того, как детей зачисляют на занятия ко мне, проводится логопедическое обследование, -- говорит она. – Проверяются состояние органов артикуляции, общая и мелкая моторика, слоговая структура, грамматический строй, навыки чтения и письма. Поэтому все нарушения речи обнаруживаются в результате первичного обследования и отмечаются в специальном журнале учёта речевых нарушений. В основном в нашей школе делается упор на групповые занятия, в которых мы имеющиеся нарушения исправляем, и индивидуально тоже занимаемся.

   Охранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ является основополагающим направлением в работе школьного логопеда. Логопедическая работа в коррекционной школе отличается от подобной работы в общеобразовательном учреждении. У детей с ограниченными возможностями здоровья речевые нарушения носят стойкий характер. Поэтому работа с такими детьми осуществляется более длительно.

   При проведении занятий акцент делается на мыслительную деятельность, развивают навыки обобщения, сравнения, анализа, синтеза. Также в занятия включают задачи по развитию фонетико-фонематической стороны речи и связной речи. Учитывают поэтапность формирования умственных действий. Обязательное условие – максимальное включение работы анализаторов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, кинестетического ощущения. Для этого в кабинете учителя-логопеда есть всё необходимое. Наглядность разнообразна: схемы, муляжи, магнитная азбука, карточки, мультимедиа, логостол с сенсорным управлением, где проигрывается множество речевых игр.

   -- Провожу большое количество упражнений на ручную и общую моторику, направленную на оречевление действий, -- рассказывает Ирина Мироненко. – Сложные темы разбиваю по блокам, так как дети с ОВЗ быстро утомляются. Обучение на занятиях состоит в подборе и применении упражнений, направленных на устранение специфических нарушений: дислалии, дизартрии, алалии, дисграфии, дислексии различных видов и форм. Использую нетрадиционные методы и приёмы: упражнения для профилактики зрительного утомления, зрительную гимнастику с использованием глазодвигательных упражнений, упражнения на развитие слухового внимания, динамические паузы в игровой форме. Также применяю су-джок-терапию со специальными мячиками. За счёт них производится стимуляция высоко активных точек, расположенных на кистях рук и отвечающих за работу головного мозга. Активно применяю пальчиковые игры, которые оказывают огромное влияние на развитие речи детей. В период пандемии систематически провожу онлайн-занятия. Практика показала: у неговорящих и малоговорящих детей, поступающих в коррекционную школу с первого класса, после таких регулярных занятий появляются первые слова. Постепенно улучшаются навыки чтения, письма.

   Ирина Мироненко тесно взаимодействует с учителями-предметниками и учителями начальных классов, а также с родителями. Без совместной работы высоких результатов не добиться. В апреле этого года она готовится защитить проект на тему "Исправляем, играя", в котором представлены приёмы коррекционной работы с нарушениями письма и чтения для детей с интеллектуальными нарушениями.

   Учитель-логопед постоянно повышает свои знания, участвует в методической работе школы, проводит предметные недели по логопедии, в ходе которых дети участвуют в разных мероприятиях. Вся коррекционно-логопедическая работа в комплексе приводит к положительным показателям.

Другие материалы по тегу "образование"